Екатерина Скудина: «Яхтинг – это спорт, отдых и романтика в одном флаконе»

На Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро сборная России по парусному спорту усилиями 19-летней спортсменки из Ейска Стефании Елфутиной завоевала бронзовую медаль в классе RS:Х. Эта олимпийская награда стала для россиян первой в данном виде спорта, начиная с 1996 года! О дальнейших перспективах развития парусного спорта в интервью Службе информации ОКР рассказала член Президиума ВФПС, чемпионка мира, двукратная чемпионка Европы, участница трех Олимпийских игр (2004, 2008, 2012) Екатерина Скудина.

— Интерес к парусному спорту в России за последние 10-15 лет вырос значительно. В 2004 году, когда я искала спонсоров для своей подготовки к Олимпиаде в Афинах, мне на полном серьезе задавали вопрос: «А как выглядит яхта? Это такая доска с парусом?». Спустя четыре года люди говорили уже так: «Яхта? А, это где сидеть можно!». И, наконец, в следующем олимпийском цикле услышала долгожданное: «Яхты? Знаю! Брал в аренду, когда отдыхал в Черногории».

К сожалению, завоевать олимпийскую медаль мне не удалось, хотя в Лондоне была к этому очень близка. Но база для будущих успехов россиян в парусном спорте была заложена уже тогда. И сегодня я очень рада за Стефанию Елфутину! Ее олимпийская бронза – это, прежде всего, огромное личное достижение, и в то же время результат работы множества людей — как в национальной сборной, так и в федерации парусного спорта.  

— Что конкретно можно поставить в заслугу ВФПС?

— Внутри федерации была разработана специальная программа поддержки перспективных молодых спортсменов. И, считаю, что ставка на молодежь себя полностью оправдала. У нас впервые за 20 лет есть медаль.

— Как обстоят дела в других олимпийских классах?

— В классе 470 у мужчин мы рассчитывали на успешное выступление бронзовых призеров прошлогоднего чемпионата мира Павла Созыкина и Дениса Грибанова. Всё шло хорошо, ребята готовились, но, к сожалению, незадолго до начала Олимпийских игр Паша был вовлечен в допинговый скандал. Ценой огромных усилий мы добились отмены несправедливой дисквалификации, но подготовка была сорвана. В итоге – 13-е место. Тем не менее, мы связываем большие надежды с этим экипажем в следующем четырехлетнем цикле. В мужском виндсерфинге выросла целая группа молодых, талантливых ребят. Юниоры Андрей Загайнов, Александр Аскеров, Евгений Айвазян уже сейчас заняли все призовые места на чемпионате России. В классе Лазер Радиал хочу выделить молодых яхтсменок Екатерину Зюзину и Екатерину Моргун, которые в ближайшее время могут составить конкуренцию мировым лидерам.

— А каким вы видите будущее Елфутиной?

— Стефания – целеустремленная и разносторонне развитая спортсменка. Мы вправе ждать от нее новых побед и медалей. Главное – забыть про всё, что произошло в Рио, и сосредоточиться на работе. С точки зрения мотивации даже хорошо, что Стефа на дебютных для себя Играх стала третьей. Выиграй она золото, было бы труднее найти для себя новую цель. А так всё понятно – готовимся к Токио-2020!

— Какие изменения могут произойти в парусном спорте к этим Играм?

— В ноябре будет голосование по олимпийским классам. С большой долей вероятности олимпийский класс катамаранов Nacra 17 встанет на подводные крылья (foils). Также в программу Олимпийских игр может быть включен кайтинг (вид спорта, основой которого является движение под действием силы тяги, развиваемой удерживаемым и управляемым спортсменом воздушным змеем (кайтом). Сейчас в мире многое делается для того, чтобы парусный спорт стал более динамичным и зрелищным. Все идет в сторону оснащения яхт подводными крыльями для увеличения скорости перемещения по воде. Правда, в России скоростные классы яхт из-за высокой стоимости оборудования развиваются не так, как нам хотелось бы. Будем постепенно подтягивать их до мирового уровня.

—  В каких регионах парусному спорту уделяется должное внимание? 

— Центром притяжения, несмотря на отсутствие морской акватории, по-прежнему является Москва. В столице работает целая сеть спортивных школ, которые  базируются на водохранилищах – Клязминской, Пироговском, Химкинском и т.д. А так у российского парусного спорта широкая география. Санкт-Петербург, Сочи, Геленджик, Анапа, Волгоград, Тольятти, Владивосток. Даже на Урале есть несколько городов, которые регулярно поставляют кандидатов в сборные России: это и Нижневартовск, и Екатеринбург, и Челябинск.

— Чем привлекателен ваш вид спорта для любителей здорового образа жизни?

— Яхтинг – это спорт, отдых и романтика в одном флаконе. Здесь умеренные физические нагрузки, требуются некоторые аналитические способности, знания в области физики, метеорологии, психологии и, конечно, все это на свежем воздухе. Поэтому человек, занимающийся парусным спортом, решает для себя сразу несколько задач: укрепляет здоровье, заряжается положительными эмоциями и развивается как личность. По-моему, это здорово!

— Но как бороться со стереотипами? Многие думают, что парусный спорт – удовольствие для миллионеров?

— Это миф, который я всеми силами стараюсь развенчать с помощью своего проекта  PROyachting. На Водном стадионе есть замечательное место под названием Royal Yacht Club. Мы разместили там современный флот, состоящий из 10 французских лодок, открыли школу по обучению яхтингу, проводим корпоративные регаты, а также вечерние регаты для всех желающих. Например, формат еженедельных регат по средам Wednesday Night Race традиционно привлекает внимание широкой аудитории людей, стремящихся попробовать для себя яхтинг как хобби. По цене это сопоставимо с походом в средний ресторан, но впечатлений остается значительно больше.

— Проект ориентирован на взрослую аудиторию?

 — В большей степени — да. Любая компания может устроить у нас тимбилдинг для сотрудников или провести мероприятие лояльности для своих клиентов. Те, кого парусный спорт увлек, начинают изучать его азы в нашей яхтенной школе. А дальше при желании можно пройти весь курс подготовки вплоть до получения международных прав на управление яхтами. Что касается детей, тут все просто. Мы вовлекаем в любительский яхтинг пап и мам, а они потом отводят своего ребенка в спортшколу, где тот занимается парусным спортом уже профессионально.

— Как вам пришла мысль сделать то, чего до вас никто не делал?

— Идея возникла еще до Олимпийских игр в Лондоне, но тогда не было времени реализовать проект. Когда моя спортивная карьера завершилась, я с головой окунулась в PROyachting. И сейчас без ложной скромности могу сказать, что мой проект вызывает большой интерес не только у москвичей и сочинцев (в Сочи у нас также есть 10 яхт в Имеретинском порту), но и у зарубежных любителей парусного спорта.

Юрий Бутнев, Служба информации ОКР