Руководители олимпийских академий обсудили вопросы совершенствования олимпийского образования

В Сочи на базе Российского международного олимпийского университета (РМОУ) состоялся семинар-совещание, в котором приняли участие руководители региональных олимпийских академий, члены Комиссии ОКР по олимпийскому образованию, представители аппарата ОКР и администрации РМОУ.

Около 30 ведущих российских специалистов оценили состояние олимпийского образования подрастающего поколения, обменялись опытом организации эффективных мероприятий в его рамках, проанализировали перспективы и наметили способы дальнейшего продвижения олимпийских идеалов в сознание российских школьников, студентов и юных спортсменов.

С основным докладом «Видение Олимпийским комитетом России состояния и путей повышения результативности олимпийского образования в Российской Федерации» выступил Генеральный директор ОКР Владимир Сенглеев.

«Мы считаем, что в стране необходимо усилить работу по продвижению олимпийских идеалов и ценностей. Проведение Олимпийских игр и создание условий для подготовки Олимпийской команды – это лишь вершина айсберга. Другие, не менее важные задачи ОКР – содействие гармоничному развитию личности, укреплению здоровья подрастающего поколения и культурному воспитанию нации через занятия спортом. При этом должны соблюдаться определенные правила. Спорт должен быть честным, должны быть обеспечены равные возможности всем соревнующимся. Но чтобы правила соблюдались – о них нужно знать. А для этого нужны передовые обучающие методики. Мы ждем их от региональных олимпийских академий».

В планах Олимпийского комитета России – формирование специальной учебной программы. Она будет предназначена для педагогов образовательных учреждений, которые готовят физкультурно-спортивные кадры. Особенно важно донести олимпийские ценности до детских тренеров и учителей физкультуры.

«Сегодня в развитии детско-юношеского спорта наблюдается перекос в сторону стремления к достижению результатов. Я убежден, что дети, которые занимаются в секциях, не должны воспитываться по принципу «результат любой ценой». Нельзя побеждать с помощью запрещенных методов. Нельзя забывать и про культурную составляющую.

Недавно мы побывали в Буэнос-Айресе, где в следующем году пройдут юношеские летние Олимпийские игры. Их организаторы намерены предложить болельщикам разнообразную культурную программу. Купив билет на соревнования, вы сможете не только поболеть за своих спортсменов, но и приятно провести время в парке развлечений, в общении с другими людьми», -  резюмировал Владимир Сенглеев.

Председатель Комиссии ОКР по олимпийскому образованию, президент Центральной олимпийской академии Наталия Мельникова рассказала коллегам об интеграционных процессах в работе национальных  олимпийских академий в контексте формировании единого Европейского олимпийского образовательного пространства.

«На состоявшемся в Баку I Форуме национальных олимпийских академий стран Европы было решено создать единую структуру, которая будет заниматься вопросами олимпийского образования. Это поможет систематизировать работу на местах, сделает образовательный процесс более разнообразным и эффективным», – отметила Наталия Мельникова.      

Известный российский философ, основоположник олимпийского проекта «СпАрт» (название проекта является производным от трех английских слов: "spirituality" – духовность, "sport" – спорт и "art" – искусство) Владислав Столяров остановился на особенностях Российской инновационной программы реализации гуманистических ценностей олимпизма и направлениях ее внедрения в повседневную практику работы с молодежью.

«Олимпийское движение есть ни что иное как симбиоз спорта, культуры и образования. Поэтому олимпийские ценности должны стать частью образовательного процесса для каждого молодого человека, так же как наука, литература и искусство», – заявил Владислав Столяров.

Сообщения ректора РМОУ Льва Белоусова, проректора этого образовательного учреждения Николая Пешина, заведующего сектором по олимпийским образовательным программам ОКР Виталия Черкашина, представителей РМОУ Дианы Пруидзе и Демьяна Сидоренко касались различных аспектов участия Российского международного олимпийского университета в повышении квалификации и профессиональной переподготовке физкультурно-спортивных кадров с особым акцентом на актив и кадровый резерв системы олимпийского образования.

 «Российский Международный Олимпийский Университет занимается подготовкой спортивных менеджеров, и нам небезразлично, что они делают. Если специалисты организуют мероприятие, имеют дело со спортивными объектами, вовлекают людей в массовый спорт, необходимо понимать, что менеджер – это не робот, он должен быть движим олимпийскими ценностями», – подчеркнул ректор РМОУ, профессор Лев Белоусов.

Ответственный секретарь Смоленской олимпийской академии Константин Ефременков поделился опытом формирования необходимых специалистам по олимпийскому образованию компетенций в условиях модернизации системы профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры.

С большим интересом участники семинара-совещания познакомились с опытом организации курсов антидопинговой направленности для студентов профильных образовательных учреждений и юных спортсменов, где красной нитью проходит идея честного соперничества в олимпийском духе. Сообщение сделал президент Поволжской олимпийской академии, старейшина корпуса руководителей региональных олимпийских академий России Анатолий Сучилин.

«Идея честной борьбы является одним из краеугольных принципов олимпийского движения. Нулевая толерантность к допингу должна воспитываться с детства, иначе потом мы будем иметь проблемы», – таков лейтмотив его выступления.   

Главный редактор Издательства «Спорт» Алексей Алексеев коснулся роли и перспективных направлений развития издательской деятельности в совершенствовании олимпийского образования в Российской Федерации. Особое место в его сообщении было отведено предстоящему выходу в свет до конца текущего года очередного, 26-го издания учебного пособия для школьников и юных спортсменов «Твой олимпийский учебник».

Искренний интерес вызвал видеоматериал, сопутствовавший сообщению члена Комиссии ОКР по олимпийскому образованию Владимира Демидова «Практика олимпийского образования в ГБОУ «Школа №1329» г. Москвы». Было предложено разместить этот материал на сайте Олимпийского комитета России в качестве опорной методической разработки.

С анализом опыта работы региональных олимпийских академий Урала, Юга, Прикамья, Дальневосточной и Великолукской олимпийских академий выступили их руководители и представители – соответственно Леонид Куликов, Александр Банников, Василий Чумаков, Сергей Галицын, а также в совместном сообщении Дмитрий Белюков и Руслан Городничев.

На заключительном рабочем заседании в режиме «свободного микрофона» состоялся продуктивный обмен мнениями о месте и роли олимпийского образования в условиях перемен, характерных для современного спортивного и олимпийского движения. В этой части семинара-совещания наибольшую активность проявили президент Московской областной олимпийской академии Сергей Сейранов, президент Сибирской олимпийской академии Владимир Михалев, представитель Центральной олимпийской академии Владислав Столяров и представитель Воронежской олимпийской академии «СпАрт» Александр Сысоев.

При подведении итогов двухдневной работы участники семинара-совещания единодушно отметили своевременность его проведения и высоко оценили потенциальную эффективность реализации совместно принятых решений.

9 ноября