Программное выступление Станислава Позднякова

Уважаемые члены Олимпийского собрания, уважаемые коллеги!

Прежде чем познакомить вас с основными составляющими моей программы развития Олимпийского комитета России и олимпийского движения в нашей стране в целом, хотел бы сказать, что за предыдущие восемь лет ОКР под руководством Александра Жукова была проделана масштабная работа по целому ряду направлений.

Созданы все условия для дальнейшего прогресса, есть системный подход к решению глобальных задач нашей деятельности, которые предписаны Олимпийской хартией, Уставом ОКР и утвержденной Стратегией развития до 2020 года.

Разработаны и дают необходимые результаты Программы содействия подготовке и выступлению российских спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх. Это ключевые Программы ОКР, в рамках которых выстроена система взаимоотношений с нашими федерациями, региональными олимпийскими советами и другими организациями-членами Олимпийского комитета России. Заложена солидная основа для Программ развития массового спорта, а также всеобъемлющей олимпийской образовательной Программы на базе РМОУ.

Безусловно, работа в этом направлении должна быть продолжена.

Вместе с тем в сегодняшних условиях необходимо сконцентрировать наши совместные усилия на тех направлениях, от эффективности которых зависит успех нашей с вами работы в целом.

Главные тезисы своей Программы я разделил на 3 основных блока.

I. СПОРТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Среди главных задач спортивно-организационной деятельности Олимпийского комитета России необходимо выделить повышение эффективности взаимодействия с Министерством спорта и общероссийскими спортивными федерациями (ОСФ).

Мы наконец должны добиться, чтобы основным документом, регламентирующим подготовку сборных команд к зимним и летним Играм, стала целевая комплексная программа ОСФ с указанием в ней всех мероприятий, которые ОСФ реализуют самостоятельно и/или за счет средств Минспорта и ОКР. Олимпийский комитет России должен принимать активное участие в разработке таких Программ.

В связи с этим предлагается усовершенствовать существующую трехуровневую систему управления подготовкой к Олимпийским играм (Правительственный оргкомитет – Штаб – Экспертный совет).

Главной площадкой для обсуждения целевых комплексных программ ОСФ должен стать объединенный Штаб Минспорта и ОКР, созданный совместным решением этих организаций с двумя сопредседателями – руководителями Минспорта и ОКР.

Для этого нужно разработать соответствующее Положение о Штабе, в котором, в числе прочего, должны быть предусмотрены вопросы согласования ЦКП и ЕКП.

Со своей стороны Олимпийский комитет России будет вносить коррективы в собственную организационную структуру, привлекая к работе специалистов соответствующего профиля.

Вопросы согласования параметров и источников финансирования ЦКП и ЕКП могла бы взять на себя Трехсторонняя комиссия, созданная внутри объединенного Штаба из представителей Минспорта, ОКР и ОСФ.

Отмечу, что все решения объединенного Штаба должны быть обязательными для исполнения Министерством спорта, ЦСП, Олимпийским комитетом, общероссийскими спортивными федерациями, а также ФМБА.

Очень важно, чтобы в программных документах Минспорта, ОКР и ФМБА была предусмотрена возможность реализации мероприятий, которые вошли в целевые комплексные программы.

Важная роль в научно-методическом обеспечении качественной подготовки спортсменов к Олимпийским играм отводится Экспертному совету, который должен создаваться совместным решением Министерства спорта и ОКР и наделен полномочиями по контролю за проведением тренировочного процесса в сборных командах. Его основу должны составлять ведущие специалисты, имеющие практический опыт в данной области.

Реформы затронут и Бюро Исполкома ОКР, которое в новых условиях должно стать основной площадкой для обсуждения актуальных вопросов деятельности ОСФ и других членов ОКР.

Все вышеперечисленное потребует внесения изменений в Приказы Министерства спорта и подписания всеобъемлющего соглашения между Минспорта и ОКР. Законодательство РФ позволяет это сделать.

Теперь хотелось бы затронуть ряд наиболее острых проблем, с которыми ОСФ регулярно обращаются в Олимпийский комитет в рамках нашего взаимодействия.

Первое – это нехватка квалифицированных тренерских кадров. Для решения этой проблемы нам необходимо обеспечить условия для повышения квалификации и переподготовки отечественных специалистов. Решить этот вопрос можно за счет увеличения количества учебных часов в рамках специализированных курсов на базе Российского международного олимпийского университета с возможностью проведения практических занятий на объектах ФГБУ «Юг Спорт».

Однако обучение без аттестации теряет смысл. В настоящее время в соответствии с законодательством РФ аттестация тренеров возложена на общероссийские спортивные федерации. Для многих ОСФ это трудновыполнимо, хотя есть и положительные примеры – например, Всероссийская федерация волейбола, где аттестационная работа налажена хорошо. Но, в целом, это направление – проблемное, и мы должны здесь помогать федерациям организационно и финансово.

Вместе с тем, необходимо всячески стимулировать деятельность высококвалифицированных российских тренеров, работающих со сборными командами страны, в том числе – за счет выравнивания доходов наших и зарубежных специалистов, работающих с российскими спортсменами.

И отдельно хочу подчеркнуть, что, на мой взгляд, следует более тщательно подходить к вопросу приглашения иностранных тренеров и специалистов. В приоритете должны быть сильные методисты, которые могли бы делиться опытом с нашими тренерами и тем самым поднимать их уровень.

Другая важная тема: недостаточный уровень научно-методического обеспечения сборных команд.

Основные проблемы сейчас – это большая текучка кадров в комплексных научных группах, не все КНГ обеспечены современным оборудованием, отсутствуют единые стандарты проведения комплексных обследований, нет финансовых возможностей постоянно выезжать на сборы, а также на методические семинары, в том числе зарубежные, с целью повышения квалификации. Также практически отсутствует доступ к зарубежным материалам.

Очень важно, например, чтобы тренеры и спортсмены могли общаться со специалистами КНГ в непрерывном режиме. Положительный эффект от такого взаимодействия можно проследить на примере больших реализованных проектов ОКР по изучению особенностей адаптации спортсменов к климатогеографическим условиям Рио-де-Жанейро и Пхенчхана.

Нам нужны новые методики и инновационные технологии, которые выведут отечественный спорт на более высокий уровень.

Еще одним важным направлением работы ОКР является подготовка ближайшего резерва в рамках отбора кандидатов для участия в Европейских юношеских олимпийских фестивалях и юношеских Олимпийских играх.

Перед этими соревнованиями мы по традиции проводим для всей команды учебно-тренировочный сбор в Подмосковье. При этом считаю, что будущие олимпийцы должны попадать в поле зрения ОКР гораздо раньше. А именно – регулярно проходить спортивные тестирования и медицинские обследования по месту жительства и оставаться в олимпийском пуле вплоть до перехода во взрослую команду.

Мы понимаем, что реализовать такой объем задач многим федерациям самостоятельно не под силу и готовы оказывать им содействие.

В особой поддержке нуждаются федерации по видам спорта, которые только недавно вошли в олимпийскую семью. Таким федерациям ОКР будет создавать дополнительные условия для подготовки к Олимпийским играм.

II. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одна из ключевых задач Олимпийского комитета России на ближайшую перспективу – существенное усиление наших позиций на международной арене.

Очевидно, что эффективная деятельность в этой сфере возможна только при консолидации усилий ОКР и общероссийских спортивных федераций.

Одной из платформ для совместной работы могла бы стать реформированная Комиссия ОКР по международной деятельности.

Для этого Олимпийский комитет России планирует вести целенаправленную работу по нескольким направлениям.

Первое. Спортивная дипломатия.

Обозначу основные компоненты.

  • Согласование стратегии и тактики пошаговой интеграции представителей российских организаций и объединений в МСО, определение задач для их дальнейшей работы;
  • Изменение формата контактов с НОКами других стран для перехода к практической реализации конкретных пунктов, закрепленных в совместных меморандумах. Подключение к этому процессу соответствующих общероссийских спортивных федераций. Приоритетными в этой связи являются взаимоотношения с НОКами стран СНГ, Балтии и Грузии (можно было бы еще и Восточную Европу захватить).
  • Тесное взаимодействие с аппаратом МОК, руководящими структурами МСО и МСФ по всему спектру вопросов международного сотрудничества;

Ближайшая задача – наполнить содержание наших взаимоотношений с МОК и МСО совместной работой по реализации практических мероприятий и проектов.

Для этого мы должны развивать взаимодействие, в частности, с Олимпийской солидарностью, которая имеет большой авторитет в мире. Любое их мероприятие обеспечивает хороший медийный эффект.

Сейчас готовится подписание большого среднесрочного соглашения, которое позволит реализовать более десятка совместных международных проектов с участием ОКР и ОСФ, а также ряда уже упомянутых НОКов.

  • Укрепление роли Комиссии ОКР по международной деятельности.

Пересмотр принципов и механизма ее формирования с акцентом на включение в ее состав представителей спортивных организаций, инициаторов международных проектов и экспертов, осуществляющих взаимодействие с МСО.

Должна быть создана эффективная платформа рабочего взаимодействия, экспертной оценки и механизма отбора международных проектов, которые ОКР будет готов финансировать;

  • Увеличение регулярного присутствия и активного участия представителей ОКР и ОСФ во всех ключевых мероприятиях международной спортивной повестки.

Под активным участием понимаются публичные выступления, презентации, участие в дискуссиях и обсуждениях, а также проведение необходимых двухсторонних и многосторонних переговоров для формирования совместных проектов с целью укрепления российских позиций на международной арене.

В связи с этим мы готовы оказывать федерациям финансовую и организационную поддержку по данному направлению.

Надеемся на то, что в рамках этой деятельности инициатива будет исходить, прежде всего, от ОСФ.

Второе. Борьба с допингом

В этой части мы планируем формировать для ОСФ разнообразные площадки регулярного обмена опытом и повышения уровня антидопинговой культуры среди спортсменов и их окружения (семинары, форумы), ориентированных на аудитории различных возрастов (например – Форум юных Олимпийцев при поддержке ОС и МОК, который пройдет 1 июня в Москве в преддверии участия россиян в ЮОИ-2018 в Буэнос-Айресе).

Будем работать над реализацией целевых проектов для ОСФ и НФ других стран по видам спорта «высокого риска» (например – антидопинговый семинар по тяжелой атлетике, который прошел 4-5 мая в Москве).

Необходимо также обеспечить полноценное информирование и адекватное, объективное восприятие представителями МОК, ВАДА, Международной Тестирующей Организации и др. созидательной роли ОКР и ОСФ в положительных изменениях в области борьбы с допингом в нашей стране за последние годы.

Третье. Спортивная деятельность, интегрированная в международное олимпийское движение.

Здесь речь может идти об организации с иностранными коллегами совместных тренировочных мероприятий на объектах в РФ, участии наших спортсменов и команд в ТМ за рубежом (например, накануне ЭКМ, ЧМ, ЧЕ и т.д.), а также о проведении регулярных мероприятий по повышению квалификации с привлечением представителей МСО, ведущих российских и зарубежных экспертов (тематические семинары и форумы для тренеров, судей, техперсонала, антидопинговые семинары).

Предполагается поощрение участия ОСФ в развитии и укреплении международных связей, в том числе, с привлечением источников дополнительного финансирования их инициатив. Например, в рамках выделения средств на реализацию международных проектов может быть предусмотрена частичная компенсация оплаты труда Генеральных секретарей или других сотрудников ОСФ, активно работающих в направлении международной или научно-методической деятельности.

Матчевые встречи:

  • Фехтование – недавно прошедшая в рамках ПМЭФ встреча саблисток России и Франции;
  • Дзюдо – показательные выступления в рамках мероприятий Российско-Монгольской инициативы под патронажем Президента Монголии – Улан-Батор, 7-10 июня 2018 г..

Такого рода мероприятия позволяют обеспечить контакт представителей спорта, политики и других сфер в исключительно гуманитарном контексте, зачастую на уровне лидеров государств, подтверждая объединяющую и созидательную роль спорта, открывая новые возможности и перспективы.

И четвертое. Образовательная деятельность.

Важнейший аспект, которому необходимо уделить самое пристальное внимание.

Повышение квалификации, обучение руководителей, сотрудников, тренеров и специалистов партнерских НОКов и национальных федераций с использованием передовых образовательных программ, современных технологических решений в области образования на территории РФ (дистанционное и онлайн обучение с использованием иностранных языков).

Хочу еще раз подчеркнуть, что по всем вышеперечисленным направлениям ОКР готов оказывать общероссийским спортивным федерациям максимальное содействие в организационном, финансовом, методическом и других аспектах.

Стоит повторить, что нам нужно частично пересмотреть принципы работы с иностранными тренерами и специалистами, чтобы обеспечить условия для передачи знаний и навыков российским коллегам с последующим использованием в отечественной практике.

III. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОКР

Оптимальный годовой бюджет, необходимый для обеспечения деятельности ОКР, в том числе, для реализации Программ в области спорта высших достижений, должен составлять не менее 2,1-2,4 млрд. рублей. Сегодня в соответствии с заключенными спонсорскими и партнерскими договорами ежегодный доход Олимпийского комитета России в 2019-2020 годах составит 965 млн. рублей и 365 млн. рублей в 2021 и 2022 годах. Дефицит очевиден. Его необходимо сокращать, прежде всего, за счет дополнительного привлечения средств партнеров и спонсоров.

В настоящее время на национальном уровне ОКР поддерживают компании «Газпром», «Аэрофлот», «Zasport», «Норникель», «Сибирское здоровье».

ОКР ведет переговоры с благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» об оказании финансовой поддержки в объеме 600 млн рублей. Аналогичная сумма была выделена фондом в прошлом году.

Идет подготовка к заключению очередного договора спонсорской рекламы с ПАО «Газпром». К слову, в текущем году ОКР получил финансирование от ПАО «Газпром» в размере 900 млн рублей, но данные средства, как вы знаете, мы были вынуждены направить в МОК на оплату взноса на укрепление глобальной системы по борьбе с допингом.

Все упомянутые выше компании в большой мере поддерживают спорт высших достижений – Олимпийскую команду России – и бренд «Команда России», стратегия развития которого предполагает активное взаимодействие не только с нашими федерациями и спортсменами, но и с потенциальными партнерами.

Однако сегодня ОКР предлагает коммерческим партнерам и спонсорам долгосрочные, комплексные проекты не только в спорте высших достижений, но и в массовом спорте в рамках Программы «Олимпийская страна».

Считаю это направление очень перспективным с точки зрения реализации наших маркетинговых прав.

Также идет работа по реализации двух важных и рекламоёмких проектов вместе с Международным олимпийским комитетом – это Олимпийский канал, его национальная версия для России и Олимпийский музей, который может функционировать как постоянно действующий Дом болельщиков во время любых крупных спортивных мероприятий.

Планируем в ближайшее время создать Комиссию ОКР по развитию этих проектов и мне бы хотелось, чтобы ее возглавил Александр Дмитриевич Жуков. Он принимал самое непосредственное участие в реализации идеи и Олимпийского канала и Олимпийского музея, входит в Комиссию МОК по Олимпийскому каналу. Было бы очень здорово, если бы Александр Дмитриевич в дальнейшем оставался в российском олимпийском движении и оказывал посильное содействие, в частности, в рамках этих проектов с учетом существующих договоренностей с МОК и мэрией г. Москвы.

Мы надеемся, что серьезный эффект в повышении маркетинговой привлекательности наших мероприятий даст сотрудничество ОКР с Международной ассоциацией спорта для всех – ТАФИСА, в состав которой ОКР вступил в прошлом году. Сегодня ТАФИСА, учитывая опыт ОКР и возможности нашей страны по проведению крупных спортивно-массовых мероприятий, предлагает ОКР стать организатором и провести в России в 2024 году Всемирные игры ТАФИСА. Это мероприятие может быть интересно спонсорам и партнерам тем, что в нем принимают участие представители более 50 стран.

С учетом увеличения роли массового спорта в маркетинговой стратегии ОКР необходимо усилить взаимодействие с региональными олимпийскими советами, так как они основные наши партнеры в организации и проведении подобного рода мероприятий. ОКР будет наращивать целевое финансирование региональным олимпийских советов.

Считаю также целесообразным сформировать план-график спортивно-массовых мероприятий, реализуемых на разных уровнях, которые могут быть интересны спонсорам, партнерам, региональным олимпийским советам и всем неравнодушным к массовому спорту.

Уважаемые делегаты, коллеги!

Для того, чтобы решить перечисленные мною и другие задачи, чтобы достичь наших общих целей – нам необходимо действовать слажено и сообща.

Даже самого искреннего желания и ожидания позитивных перемен недостаточно без постоянной и усердной работы (любой спортсмен понимает, о чем речь). Разговоры и декларации не помогут, если нет содержательной основы!

Столь искренне желаемого всеми прорыва не произойдет без осознанного и созидательного участия в процессе каждого из причастных лиц и организаций и всех до единого их сотрудников.

Только при активном участии каждого члена ОКР в нашей совместной работе по обозначенным направлениям – на всех без исключения уровнях взаимодействия – мы сможем вывести российский спорт и олимпийское движение под российским флагом на лидирующие позиции.

Спасибо за внимание!