Публикации

ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НОВОЙ РОССИИ

УДК 79.6
ББК 75.4
Р 60

Издание осуществлено в рамках издательской программы
Олимпийского комитета России на 2005 год

Р 60 Родиченко В.С.
Олимпийское образование в новой России. - М.: Физкультура и Спорт, 2005. - 00 с.

ISBN 5-278-00785-0
Автор - вице-президент Олимпийского комитета России, доктор педагогических наук, профессор - рассказывает о формировании и деятельности в Российской Федерации общественно-государственной системы олимпийского образования учащихся и студенческой молодежи, об уникальной сети региональных олимпийских академий и системе общероссийских научно-методических конференций по олимпийской тематике.

ББК 75.4

Издание охраняется в соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". Любое использование, как полностью, так и частично, без согласия правообладателя влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

ISBN 5-278-00785-0
© Родиченко В.С., текст, 2005
© Издательство "Физкультура и Спорт" -
официальный издатель Олимпийского комитета России, оформление, 2005


МОСКОВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ - 2
26 июня 2002 г.

II МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА "МОЛОДЕЖЬ - НАУКА - ОЛИМПИЗМ"
В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ ЮНОШЕСКИХ ИГР
СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, ЛАТВИИ, ЛИТВЫ И ЭСТОНИИ,
ПРОВОДИМЫХ ПОД ПАТРОНАЖЕМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО КОМИТЕТА


Участники II Международного форума "Молодежь - Наука - Олимпизм", проведенного в Москве 15-18 июня 2002 года, выражают искреннюю благодарность Правительству гор. Москвы, Олимпийскому комитету России, Российской государственной академии физической культуры и Центральной олимпийской академии России за возможность провести в Москве представительный Форум ученых и организаторов спорта 12 стран, в том числе 22 регионов, России и обсудить роль олимпийского движения в жизни современного общества, проблемы и перспективы юношеского спорта в XXI веке, практику олимпийского образования, опыт и значение деятельности олимпийских академий для национальных олимпийских движений, ознакомиться с проведением международных юношеских спортивных соревнований.

Участники Форума считают, что существенным вкладом в его работу явились направленные в адрес Форума приветствия видных деятелей международного и российского сообщества.

Мэр Москвы Ю.М. Лужков в своем приветствии от имени Правительства Москвы и Организационного Комитета Международных спортивных юношеских игр отметил, что научные исследования олимпийского движения, его истории и перспектив развития, в особенности детского и юношеского спорта, являются важной составляющей программы проведения Игр и имеют большое значение для развития физической культуры и спорта, утверждения здорового образа жизни. Изучение и распространение идей и принципов олимпизма, основанных на гуманистических ценностях и служащих целям сближения народов, имеют большое международное, научное и культурное значение.

Президент Международного олимпийского комитета доктор Жак Рогг в своем послании подчеркнул, что олимпийское движение является педагогическим явлением, и его цель - поставить спорт на службу делу гармоничного развития человечества. Проведение подобных форумов, обмен мнениями и опытом способствуют прогрессу в совершенствовании физического воспитания, распространении олимпийской философии и улучшении здоровья молодежи.

Председатель Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Г.Н. Селезнев подчеркнул закономерность того, что Форум входит важной составной частью в программу Игр, и это подчеркивает важность тесной связи между наукой и практикой. В России, как в других странах - участницах Форума, парламентарии в своей законотворческой деятельности активно используют научные идеи, результаты исследований ученых. Не была исключением из этого правила и работа над Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", уже три года действующим в нашей стране. Поэтому важно, чтобы проходящая в рамках Форума конференция "Олимпийское движение и социальные процессы" также способствовала дальнейшему совершенствованию в наших странах правовых основ той подлинно общенародной сферы, которой являются физическая культура и спорт.

Министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов отметил, что Форум посвящен актуальной воспитательной и образовательной проблеме - месту и роли научного творчества, физической культуры и спорта, олимпийского движения в жизни молодежи. В современном олимпийском движении воспитательные, образовательные и спортивные процессы тесно переплелись с философскими, социальными и экономическими. Оно стало явлением универсального характера, одним из ярчайших примеров эффективного и плодотворного сотрудничества во имя гармоничного развития человека, взаимопонимания между народами и государствами. Образование молодежи не ограничивается только обучением, передачей знаний, оно должно служить формированию и расцвету личности, укреплению здоровья, интеллектуальному росту, утверждению гуманных и нравственных ценностей в ее сознании и поведении. И в этом смысле физическая культура и спорт призваны сыграть очень важную роль. Министр полагает, что Форум - это новый этап образовательного и научного сотрудничества, он позволяет активизировать и расширить практику олимпийского образования среди учащейся молодежи, обеспечить дальнейшее поступательное развитие международного спортивного движения.

Президент Олимпийского комитета России Л.В.Тягачев отметил, что уже второй раз за четыре года мэр города Москвы Ю.М. Лужков, Московское правительство и гостеприимные жители столицы России не только дарят детско-юношескому спорту прекрасную возможность выявлять, поощрять и развивать таланты будущих олимпийцев в очном соревновании между ними, но и всеми возможными способами, и прежде всего финансовой поддержкой, дают возможность ведущим исследователям олимпийского движения и юношеского спорта провести взаимовыгодный обмен результатами своих исследований. Слова искренней благодарности - руководителям физкультурных учебных заведений наших стран, многие из которых являются и президентами олимпийских академий, а также руководителям других организаций за то, что они нашли финансовые возможности командировать на Форум своих ведущих исследователей олимпийского движения и юношеского спорта.

Председатель Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту В.А. Фетисов подчеркнул, что стимулирование научных исследований олимпизма, олимпийского движения, Олимпийских игр и многообразных проблем детско-юношеского спорта должно быть постоянной и неотъемлемой частью усилий тех государственных, муниципальных и общественных органов и организаций, кто не на словах, а на деле способствует повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни своих граждан. Результаты квалифицированного рассмотрения тематики Форума его участниками - это существенный вклад в развитие физической культуры, спорта и олимпизма. Форум - еще один этап в развитии науки, от которой органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта всегда ждут серьезных, обоснованных и главное - реализуемых рекомендаций.

Участники Форума выражают сердечную благодарность за содержащуюся в приветствиях высокую оценку роли науки в развитии физической культуры и спорта.

Как следует из представленных на Форум 135 докладов ученых и практиков, среди которых 74 доктора наук, профессора, участники Форума, осознавая проблемы и трудности, с которыми сталкивается олимпийское движение на всемирном и национальном уровне, негативные явления в сфере спорта, связанные с использованием допинга, агрессивностью, пренебрежением к принципам Фэйр Плэй, тем не менее полагают, что идеалы и принципы олимпизма пользуются поддержкой самых различных слоев населения Земли.

Участники всех мероприятий, входивших в программу Форума, - конференций "Олимпийское движение и социальные процессы", "Практика олимпийского образования", "Юношеский спорт XXI века", а также семинара президентов олимпийских академий убеждены, что, как и Всемирные юношеские игры 1998 года, нынешние Международные спортивные юношеские игры, также проведенные по инициативе мэра гор. Москвы Ю.М. Лужкова при участии общероссийских спортивных федераций, придали дополнительный импульс развитию детско-юношеского спорта, способствовали привлечению на ранней и определяющей стадии внимания к потенциальным участникам будущих Олимпийских игр со стороны государственных органов и общественных объединений. Предоставленный Играм патронаж Международного олимпийского комитета, использование при их проведении олимпийских традиций и символики, как и приезд на Игры президента МОК Ж. Рогга, благотворно воздействовали на юных спортсменов и общественное мнение.

Участники Форума отмечают такое позитивное явление последних лет, как формирование во многих странах национальных систем олимпийского образования, накопление положительного организационно-методического опыта в этой сфере. Вместе с тем следует продолжить изучение (как на теоретико-методическом, так и на эмпирическом уровне) этого важного средства приобщения детей и молодежи к идеалам олимпизма, гуманистическим ценностям современной культуры, усиления их реальной ориентации на духовно-нравственные ценности, обратив особое внимание на поиск форм и методов повышения эффективности олимпийского образования.

Участники Форума считают целесообразным при проведении в будущем международных юношеских спортивных игр дополнять спортивную программу образовательным разделом путем распространения среди участников информационных и методических материалов, встреч и бесед со спортсменами.

Следуя решению 113-й сессии Международного Олимпийского комитета, объявившей 2003 год Годом Культуры и Олимпийского Образования и призвавшей отметить этот год повышением интереса к вопросам культуры и олимпийского образования, участники Форума обращаются к физкультурным учебным заведениям и научным учреждениям, факультетам физической культуры, национальным и региональным олимпийским академиям, всем деятелям спортивной науки и подготовки физкультурных кадров с рекомендацией провести в 2002 - 2003 годах посвященные Году Культуры и Олимпийского Образования научные и научно-практические конференции, лекции среди населения, инициировать проведение тематических радио- и телепередач, выставок, музейных экспозиций, выпуск учебно-методических пособий, направленных на расширение и улучшение преподавания основ олимпийских знаний.

Участники Форума одобряют принятое VI Международным научным конгрессом "Олимпийский спорт и спорт для всех" в Варшаве решение провести очередной VII конгресс в 2003 году в Москве, в Российской государственной академии физической культуры, и призывают своих коллег развернуть активную подготовку к Конгрессу.

В целях усиления научных контактов между нашими странами участники Форума просят Олимпийский комитет России, а также другие заинтересованные организации преобразовать традиционную Всероссийскую научно-практическую конференцию "Олимпийское движение и социальные процессы" и входящие в ее программу конференцию "Практика олимпийского образования" и семинар президентов олимпийских академий в международные.

Настоящая декларация принята на основе консенсуса 18 июня 2002 года.


Необратимые итоги столетия

При всей его условности, рубикон веков и тысячелетий, который только что перешло человечество, позволяет представителям необозримого множества профессий подвести промежуточные итоги их деятельности. Не исключение и те, чья профессия - распространение сформировавшихся на протяжении десятков веков прекрасных идеалов и принципов гармоничного сочетания в спортсмене достоинств тела, воли и разума.

Среди тысяч специалистов олимпийского движения на промежуточный финиш вышли и те, кто в последнее десятилетие XX века создал в России самобытную систему распространения идеалов олимпизма, которую именуют олимпийским образованием.

Проблема распространения среди школьников конкретной суммы знаний об олимпийском движении, олимпизме и Олимпийских играх - одна из наиболее острых сегодня проблем современного олимпийского движения. Свидетельство тому многие крупнейшие международные мероприятия: юбилейный XI Олимпийский конгресс в Париже в 1994 году, Международный форум "Молодежь - Наука - Олимпизм" в рамках Всемирных юношеских игр 1998 года в Москве, чрезвычайная 110-я сессия МОК в Лозанне 11-12 декабря 1999 года, принявшая кардинальные решения по реформированию олимпийского движения.

Что же касается нашей страны, то радикальные политические и социально-экономические преобразования в России востребовали и новые нетрадиционные источники образования. Принятый в 1992 году Закон об образовании предоставил благоприятные условия для создания эффективной, постоянно действующей системы олимпийского образования, задача которой - приобщение школьников к общечеловеческим идеалам и ценностям. Олимпийский комитет России выступил инициатором создания такой системы и в 1992 году в своей структуре образовал специальное подразделение - ныне это Управление олимпийского образования.

Мы понимали, что для решения задачи, которую мы перед собой поставили, нужно заложить как минимум две основы: во-первых, привлечение ведущих ученых и специалистов, во-вторых, сотрудничество с Министерством образования. Вот почему президент ОКР Виталий Смирнов утвердил временный творческий коллектив, в который вошли - наряду с первым из авторов этой статьи, назначенным его руководителем, - профессора Виталий Столбов, Владислав Столяров, Лев Кофман, Юрий Чернецкий. Впоследствии они же составили основу и авторского коллектива, подготовившего первую в стране учебную книгу для отечественной системы олимпийского образования. А с 1994 года мы включили в программу традиционной Всероссийской научно-практической конференции "Олимпийское движение и социальные процессы" и Всероссийское совещание "Практика олимпийского образования".

Первые же контакты с Министерством образования убедили нас, что общественно-государственная модель олимпийского образования для России может стать наиболее перспективной. Ее основа на федеральном уровне - взаимодействие Олимпийского комитета России и Министерства образования России, на территориальном - сотрудничество региональных олимпийских академий и органов государственного управления физической культурой и спортом, с одной стороны, и органов образования - с другой.

Для начала наши предложения нашли поддержку в Министерстве образования. Руководители ОКР и министерства Виталий Смирнов и Евгений Ткаченко подписали ставший теперь уже историческим совместный приказ от 5 марта 1994 года № 84а "Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр". Приказ административно закрепил олимпийское образование в школах и создал основу для дальнейших шагов по его программно-методическому обеспечению.

В июне 1996 года, в канун Игр XXVI Олимпиады в Атланте, Олимпийский комитет выпустил за счет своих средств первое в истории учебное пособие "Твой олимпийский учебник", рекомендованное Министерством образования России для использования в образовательных учреждениях. В 1998 году вышло 2-е издание учебника, на этот раз региональное - московское - за счет правительства Москвы, в 1999 году Олимпийский комитет выпустил 3-е. В 2000-м вышло еще одно региональное - 4-е издание за счет средств Республики Саха (Якутия). Общий тираж составил 130 тыс. экземпляров, которые безвозмездно направлены в десятки тысяч российских школ.

Вместе с тем исключительно важно было прочно закрепить тематику олимпийского образования в официальных программах школьного теоретического курса физической культуры. В августе 1996 года Министерство образования России выпустило Программу физического воспитания учащихся I-XI классов, в которую включен раздел "Основы олимпийских знаний. VIII класс".

Для дальнейшей судьбы олимпийского образования в России наиболее существенно то, что наши союзники в министерстве на этом не остановились. 19 мая 1998 года Министерство образования России своими приказами №1236 и №1237 утвердило обязательный минимум содержания образования начальной школы и временные требования к содержанию образования основной школы, а 30 июня 1999 года приказом №56 - обязательный минимум содержания образования средней школы.

Эти документы предопределили разработку примерных программ по физической культуре, в теоретический раздел которых вошла олимпийская тематика. В начальной школе - "Древнегреческие Олимпийские игры, легенды и мифы об их зарождении"; в основной школе - "История зарождения современных Олимпийских игр, их роль и значение в развитии мировой цивилизации. История олимпийского движения в России и ее выдающиеся спортсмены, их биографические особенности и качества личности (нравственные, моральные, волевые и др.)"; в средней школе - "Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение (на примере "спорта для всех"), история возникновения и развития, место и роль в мировой культуре, социальная направленность и формы организации, ценностные ориентации и идеалы".

Без олимпийских знаний школьнику теперь трудно пройти и устную аттестацию в выпускных 9-х и 11-х классах. Вот темы примерных экзаменационных вопросов: в 9-м классе - первые российские олимпийцы; мифы и легенды об истории возникновения первых Олимпийских игр; история возрождения Олимпийских игр; роль Пьера де Кубертена в развитии современного олимпийского движения; основные положения Олимпийской хартии; в 11-м классе - значение современного олимпийского движения в развитии дружбы и мира между народами, его приверженность идеям справедливости и гуманизма; Всемирные юношеские игры 1998 года; современные Олимпийские игры, их символика и ритуал; выдающиеся российские спортсмены-олимпийцы, их участие в развитии олимпийского движения в России и в мире.

Так что олимпийское образование России, по крайней мере в стартовом разбеге XXI века, обеспечено как минимум основными программными направлениями, органично вошло в систему общего школьного образования и имеет необходимое программно-методическое обеспечение.

Давайте теперь вернемся к заголовку нашей статьи. Мы рискнули предположить, что созданная в России общественно-госунарственная модель олимпийского образования школьников уже не рухнет, потому и написали "необратимые итоги".

Возможно, мы чересчур оптимистичны, но история нашего Отечества знает и не такие повороты. Истина же скорее всего вот в чем: пока Олимпийский комитет России остается, как сейчас, образцом выполнения Олимпийской хартии и пока мы настойчиво ищем, как сейчас, своих единомышленников и союзников в российской государственной педагогике, олимпийское образование будет - без излишнего максимализма - сохранять свою нишу в формировании сознания юных поколений граждан обновляющейся России.

В.С.Родиченко
доктор педагогических наук, профессор

А.Т.Контанистов
доцент