Добрый день, уважаемые коллеги!
Время летит очень быстро. С момента проведения первого Всероссийского форума олимпийских советов в зимней олимпийской столице нашей страны — городе Сочи – прошел ровно год, но кажется, что мы с вами встречались совсем недавно.
Прошедший год был наполнен различными событиями, которые требуют осмысления и новых подходов в совместной работе.
Мы увидели, к чему приводит политизация Олимпийского движения и какой вред она может нанести базовым олимпийским ценностям, у истоков которых стоял барон де Кубертен. Он прямо заявлял о том, что главная задача Олимпийского движения — посредством спорта сделать наш несовершенный мир лучше.
Сегодня, к великому сожалению, его постулаты подвергаются сомнению со стороны западных коллег. Тем не менее, последние события показали, что Олимпийское движение в России сохраняет свою целостность и сплоченность. Это является надежным фундаментом для нашего будущего роста и процветания.
Что касается деятельности Олимпийского комитета России: сразу после окончания Игр-2022 в Пекине мы оперативно перестроили работу. В частности, доработали нормативно-правовую базу, внедряем концептуально обновленную программу содействия развитию олимпийских видов спорта и актуализируем Стратегию развития ОКР. Эти документы сейчас внимательно прорабатываем со всеми бенефициарами.
Напомню, что предыдущий документ стратегического планирования был утвержден Олимпийским комитетом России после Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере с прицелом, прежде всего, на Игры в Сочи, которые до сих пор справедливо считаются лучшими за всю историю современного олимпийского движения.
Настало время двигаться дальше, и мы разработали проект Стратегии развития ОКР, обозначив в ней приоритетные направления, цели и задачи до 2028 года.
Более подробно об этом сегодня расскажет Генеральный директор ОКР. Я же выделю основные моменты, которые включает Стратегия-2028.
В нынешних условиях жизненно важно было определить приоритеты, последовательность шагов и ключевые задачи. На данный момент таковыми для ОКР являются:
— содействие подготовке олимпийского резерва (с особым вниманием к работе на местах);
— содействие развитию олимпийских видов спорта (в тесном взаимодействии с субъектами РФ);
— просветительская и образовательная деятельность (в том числе – в интересах регионов);
— поддержание рабочего взаимодействия с МОК (иными МСО);
— содействие развитию и укреплению международного сотрудничества по линии федераций по олимпийским видам спорта;
— обеспечение допуска российских спортсменов к участию квалификационном отборе на ОИ-2024.
Работа организуется на программной основе, обеспечивая эффективное взаимодействие с членскими организациями – региональными олимпийскими советами, ОСФ, олимпийскими академиями и иными субъектами в области физкультуры и спорта.
Здесь я бы хотел отметить значимый прогресс в работе большинства олимпийских советов, сумевших поднять на качественно новый уровень региональное сотрудничество с субъектами отрасли.
Хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день Олимпийские советы функционируют в 80 субъектах Российской Федерации.
Благодаря активной работе в каждом из регионов, Олимпийский комитет России регулярно реализует мероприятия федерального масштаба. Основа такой нашей совместной работы на период до конца этого года – Программа «Олимпийская страна».
Неслучайно ключевая роль в реализации мероприятий этой Программы – Всероссийского олимпийского дня, Дня зимних видов спорта, Всероссийского дня ходьбы и спортивно-образовательного проекта «Олимпийский патруль» – доверена Олимпийским советам.
Именно вы являетесь связующим звеном с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта. Каждому из проектов Программы присущи уникальный формат и история. Они проводятся по всей стране и охватывают миллионы участников.
Уважаемые коллеги,
Одной из наших приоритетных задач в регионах является повышение эффективности взаимодействия с федеральными и региональными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, а самое главное – с населением.
В этой связи – в рамках совершенствования деятельности Олимпийских советов – предлагаю, в частности, активно внедрять и использовать во взаимодействии с региональными органами исполнительной власти и представителями спортивной отрасли следующие наработки.
Первое. Опыт и системный подход ОКР в области подготовки и повышения квалификации кадров олимпийских советов и региональных федераций. Расширение практико-ориентированных программ и специализированных курсов. Финансирование их реализации в интересах спортивной отрасли.
Олимпийский комитет России вместе с коллегами из ведущих учебных заведений (МГИМО, РМОУ и пр.) ведет подготовку кадров в первую очередь по направлениям, которые сейчас требуют серьезного усиления – языковая подготовка, международная и антидопинговая деятельность, спортивная дипломатия.
Мы регулярно сталкиваемся с расхожим заблуждением будто антидопинговая работа актуальна и необходима только на уровне сборных команд. На самом деле, необходимо понимать, что во избежание серьезных проблем, эта работа должна начинаться на первичном уровне. Речь идет о комплексных образовательных процессах.
Сейчас мы расширяем спектр образовательных возможностей для представителей олимпийских советов и региональных спортивных федераций, подключая к работе наш Инновационный центр, а также специалистов Московского государственного университета спорта и туризма (МГУСиТ) и РУСАДА.
Олимпийским советам предстоит взять на себя инициативу, роль центров экспертизы и планирования регулярных антидопинговых курсов и семинаров – при экспертной и организационной поддержке ОКР.
Второе. Объективное понимание необходимости активного участия Олимпийских советов в деятельность по подготовке олимпийского резерва и развитию олимпийских видов спорта на региональном уровне.
Наши Программные документы направлены как раз на формирование олимпийского резерва в среднесрочной перспективе. Цель – подготовить новое поколение российских спортсменов в олимпийских видах спорта на самом высоком конкурентном уровне. С тем, чтобы на следующей после Парижа-2024 летней Олимпиаде в Лос-Анджелесе, в 2028 году войти в тройку сильнейших команд в общем медальном зачете.
Такую задачу мы перед собой ставим. И для этого ОКР сейчас обладает необходимыми ресурсами. В первую очередь экспертными, методическими, организационными, образовательными.
Сегодня существуют федеральные программы развития видов спорта, но многие из них сверстаны по определенному шаблону. Нам хотелось бы, чтобы регионы включились в эту работу.
На мой взгляд, назрело прямое участие Олимпийских советов в формировании региональных программ развития видов спорта – как основы программ субъектов РФ, которые обеспечиваются финансированием за счет средств региональных бюджетов и внебюджетных источников, в том числе из средств партнеров и спонсоров. Выглядит целесообразным формирование соответствующих региональных программ с адаптацией под региональные особенности приемлемых стандартов для сопровождения и поддержки работы региональных спортивных федераций Олимпийскими советами – по аналогии с подходами ОКР к ОСФ.
Я думаю, что Олимпийские советы могли бы здесь взять на себя основную роль по объединению усилий всех коллег, которые работают в регионах, для формирования подобных программ. Здесь Олимпийский комитет России вам, безусловно, готов будет оказать содействие.
Хотел бы сказать еще о дополнительных маркетинговых и коммуникационных возможностях, которые дает Олимпийским советам прямая ассоциация с олимпийским движением. С опорой на успешный опыт совместной с руководителями ряда субъектов реализации проектов ОКР, можно отметить, что региональные мероприятия, которые проводятся при участии Олимпийских советов и с поддержкой ОКР, показывают существенно более высокий маркетинговый потенциал.
Это значит, что при согласованном позиционировании и должном подходе мы можем обоснованно ожидать роста привлекательности таких мероприятий для местного бизнеса, партнеров и спонсоров ОКР, иных заинтересованных сторон.
На основании изложенного предлагаю актуализировать наши программные документы по региональной деятельности. Тем более что один из главных таких документов – Основные направления региональной деятельности ОКР – был рассчитан на период с 2019 по 2022 годы. То есть через несколько месяцев он уже фактически утратит актуальность.
Убежден, что с опорой на наработанный опыт мы обобщим все сложности, с которыми вы сталкиваетесь в своей работе, чтобы и далее находить эффективные пути их преодоления.
Здесь хочу еще раз сделать акцент на последовательном расширении круга задач, которые стоят перед региональной сетью ОКР – перед вами. Вместе с этим возрастает ответственность и объективная необходимость непосредственного участия в принятии ключевых решений.
И в данном контексте считаю уместным и своевременным проработать расширение участия регионов в работе Исполкома ОКР.
Поручаю аппарату ОКР (во взаимодействии с региональными советами) сформировать механизм и необходимые регламентирующие документы, чтобы на таком же Форуме перед следующими выборами ОКР вы могли прямым голосованием определить и согласованно выдвинуть кандидатов в Исполком ОКР на очередной олимпийский цикл (2026-2030 гг.).
Дорогие друзья,
Сегодня не только спортивная отрасль, но и сам миропорядок проходят период драматической трансформации. ОКР в рамках своей компетенции совершенствует работу по защите и продвижению интересов российского спорта.
На базе ОКР формируется единая площадка экспертной оценки и выработки выверенных подходов, позволяющих оперативно реагировать на регулярные, а также на «нестандартные» вызовы.
Новые идеи внедряются и испытываются на практике. В случае успешной апробации и подтверждения эффективности, они могут быть приняты «на вооружение» на государственном уровне.
На ближайшие годы Олимпийский комитет России может определить свою миссию так: «Объединяя олимпийское спортивное сообщество России, развиваясь и создавая новые возможности, мы стремимся к лидерству глобального характера».
У нас с вами есть все необходимое для совместной эффективной работы. Самое главное, что у нас есть мощный человеческий потенциал, у нас есть серьезная команда, способная решать самые масштабные задачи, у нас есть материальные ресурсы, доверие со стороны органов государственной власти. Наш задача – выстроить эффективное взаимодействие, не стоять на месте и делать все необходимое для развития российского спорта.
Желаю всем участникам нынешнего Форума крепкого сибирского здоровья и продуктивной работы.
Спасибо за внимание!