Сборная России по биатлону в эти дни проводит заключительный тренировочный сбор в Тюмени, по итогам которого будет сформирован состав команды на три стартовых этапа Кубка мира. О планах на сезон, а также об изменениях в тренерском штабе Cлужбе информации ОКР рассказал президент Союза биатлонистов России (СБР) Владимир Драчев.
— Сегодня Министерство спорта РФ утвердило на должность главного тренера сборной Анатолия Хованцева. С учетом того, что и в прошлом сезоне он выполнял эти функции, пусть и неофициально, назначение чисто техническое?
— Я бы сказал по-другому. Анатолий Николаевич изначально приходил именно на должность главного тренера, но в первый год работы в силу разных обстоятельств не получилось на эту должность его назначить. Сейчас произошло то, чего мы хотели.
— При этом, если верить официальному сайту СБР, Хованцев остается и старшим тренером мужской команды.
— Нет. Старший тренер мужской сборной – Сергей Белозеров. Он уже вовсю трудится, провел два сбора. Состоялось заседание Правления СБР, где Сергея Ивановича утвердили. Просто мы это не афишировали до утверждения Хованцева главным тренером. А сейчас о перестановках уже можно говорить официально.
— Какие задачи стоят перед штабом и лично перед Хованцевым?
— Основная задача главного тренера – централизация и общее руководство методиками подготовки всех команд. Мы бы хотели, чтобы, начиная с момента, когда молодые спортсмены выходят на высокий уровень, они работали по одной системе. В плане объема нагрузка будет разная, а вот все тренировочные процессы должны быть системные и идентичные. Тогда, пройдя путь от юниоров, через молодежную команду, и попав в основной состав, спортсменам будет комфортно работать. Мы увидели, что в детском возрасте большой перекос в сторону получения результата любой ценой и быстро. А нам это как раз не нужно. Не нужно, чтобы дети, занимающиеся биатлоном, форсировали подготовку, а потом в 20 лет заканчивали карьеру! Нам нужны показатели во взрослом возрасте, на Олимпийских играх. Изучив проблемы российского биатлона, мы пришли к выводу, что нужно регулировать всю систему, начиная с юношеского и даже детского возраста. Анатолий Николаевич будет над этим работать. Потребуется минимум несколько лет. Может быть даже не один олимпийский цикл. Нужно подправить то, что упустили, бегая за медалями, но не получая полноценного резерва. А текущие составы команд, другие нюансы будем обсуждать на мини-тренерском совете с участием старших тренеров и главного тренера.
— Состав на первые три этапа Кубка мира определится по итогам сбора в Тюмени?
— Примерно мы его уже представляем — видно же, как спортсмены работают. Но подтвердить уровень им все равно нужно на тестовых стартах. Кроме того, надо учитывать, что в международном календаре добавилось очень много эстафет. В этом сезоне на Кубке мира будет всего три 15-20 километровые гонки, а эстафет только на первом этапе — четыре. Поэтому составы команд будут определяться именно с учетом эстафет. Хочу подчеркнуть, что в этом году совсем другая команда. Мы видим, как ребята тренируются, насколько они готовы уже сейчас. И с каждым сбором готовность все лучше и лучше.
— Женская команда потеряла одно место по итогам прошлого сезона, и теперь может заявлять не более пяти спортсменок на гонку в рамках Кубка мира. Это осложняет жизнь?
— Конечно, пятерых человек недостаточно. Спринты, пасьюты, масс-старты, эстафеты – это все разные гонки, и на них зачастую выступают разные спортсмены. Поэтому мы думаем о том, чтобы все равно брать на этап шесть биатлонисток. Будем их менять, в зависимости от гонок. Например, у нас есть качественные девочки, которые не смогут выиграть личную гонку, но в эстафете они незаменимы. И вот таких как раз надо будет попробовать, взять в резерв. Правда, нужно учитывать, что этот шестой человек, который не сможет выступать, не наберет рейтинговые очки, хотя мог бы сделать это на том же Кубке IBU. И ему нужны какие-то гарантии.
— Болельщики регулярно спорят о критериях отбора в команду. Как минимизировать разговоры, насколько этот процесс справедливый и объективный?
— Не надо даже пытаться искать какую-то истину, поскольку найти ее невозможно. Каждый регион, каждый тренер, конечно, будет хвалить своего. Но мы хотим выбрать лучших, которые будут участвовать в главных стартах, а не просто потому, что нам нравится этот человек.
— Есть конкретные задачи на сезон по призовым местам на Кубке мира, количеству побед?
— Основная задача – успешно выступить на чемпионате мира. Именно по нему нас оценивают. Мы хоть все Кубки мира выиграем, но, если на чемпионате мира не будет медалей, нас по головке не погладят. Разумеется, будем стараться на чемпионате мира выступить лучше, чем в прошлом году. У нас и девочки очень сильно выросли, и Саша Логинов улучшает результаты с каждым стартом, и Матвей Елисеев. Не сомневаюсь, что в сборной скоро будет сумасшедшая конкуренция.
— Екатерина Глазырина возвращается, отбыв дисквалификацию за нарушение антидопинговых правил. Нет опасения, что может повториться история, как с Логиновым, которого откровенно травили?
— Ей к этому надо быть готовой. Знаю Екатерину еще с 2010 года – она спокойная девушка. Может, в душе и переживает, но внешне этого не показывает. Будем надеяться, что все будет нормально.
— Уже определен состав участников отбора на юношеские Олимпийские игры в Лозанне. Что ждете от этих соревнований?
— Мы утвердили расширенный состав, из которого выберем лучших. Плохо, что состав участников сокращенный – всего по четыре спортсмена у юношей и девушек, а также четыре тренера. Для нас это маловато, ведь в биатлоне очень важна тренерская помощь.
— Как спортсмены будут готовиться к стартам в Швейцарии?
— В плане инвентаря, экипировки все полностью проработано. При поддержке Олимпийского комитета России проведем сбор в Сочи, на высоте – это очень важно. И потом уже команда поедет работать в Швейцарию. Постараемся настроить ребят. Собирается хороший коллектив. Минус, пожалуй, только один – придется много ездить от места проживания к трассе. Но нас эти трудности должны только укрепить.
Илья Зубко,
Служба информации ОКР