• Поиск
  • 35 лет назад фигуристы Елена Валова и Олег Васильев стали победителями Олимпийских игр в Сараево в парном катании. Специально для рубрики «Моя история» Олег Васильев рассказал, какую роль в той победе сыграла черная икра, почему спортсмены пропустили церемонию открытия и когда «серебро» бывает дороже «золота».

    РЕБЯТА, ВЫ ОТКУДА?

    — Еще за год до начала Игр-1984 о существовании пары Валова/Васильев мало кто знал. Судьбоносным для нас с Еленой стал чемпионат Европы, проходивший в Дортмунде с 1 по 6 февраля 1983 года. Мы приехали в ФРГ по замене — из-за болезни там не смогла выступить одна из наших ведущих пар Марина Пестова/Станислав Леонович.

    Элита мирового фигурного катания терялась в догадках — кто такие, откуда? А мы взяли и сходу заняли второе место вслед за маститым дуэтом из ГДР Сабинэ Бесс/Тасилло Тирбах!

    Спустя полтора месяца была одержана победа на чемпионате мира, но даже после этого за рубежом нас продолжали воспринимать как новичков.

    Мы с Еленой могли спокойно готовиться к своим первым Олимпийским играм. Ничего общего с тем ажиотажем, какой в наши дни царит вокруг Алины Загитовой и Евгении Медведевой, в нашем случае и близко не было. Времена другие, да и Тамара Николаевна Москвина знала, как уберечь своих спортсменов от повышенного внимания прессы и властей Ленинграда, где мы жили и тренировались.

    КОГДА НОМЕР НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ

    — На церемонию открытия Игр в Сараево, состоявшуюся вечером 8 февраля, мы не ходили. Дело в том, что уже на следующий день спортивным парам предстояло выступать в короткой программе. Тратить силы и эмоции перед выходом на лед не стоило. Тем более на следующее утро во дворце спорта «Zetra» у нас была запланирована тренировка. Поэтому Тамара Николаевна предложила поберечь силы и хорошенько выспаться.

    В нашем техническом  арсенале на тот момент  было несколько новых элементов, например, параллельный тройной прыжок и тодес в обратную сторону. Но главное, что от нас требовалось, это чистое катание.

    Один из прыжков в короткой программе получился не стопроцентным, но судьи его засчитали, и дорога к высшей ступени пьедестала была открыта. За произвольную программу оказалось достаточно оценок 5,7-5,8.

    Честно говоря, даже не помню, под каким номером выступали в сильнейшей группе. Для нас это не имело значения. Да, если  катаешься последним, а соперники «легли» на всех элементах, можно упростить программу. Но мы в эти игры не играли.

    В итоге, наши основные соперники американцы Китти и Питер Карразерс заняли второе место, а Лариса Селезнева и Олег Макаров стали бронзовыми призерами.

    На медали претендовала еще канадская пара, но в короткой программе спортсмены сорвали вращение, один из шести обязательных элементов, и оказались далеко за пределами призовой тройки.

    РУКОПОЖАТИЕ ВМЕСТО ПОЦЕЛУЯ

    — На эмоциональное восприятие Игр в Сараево серьезное влияние оказала смерть Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова. Начиная с 9 февраля 1984 года и до конца олимпийских соревнований, сотрудники КГБ запретили советским спортсменам улыбаться в сторону камер, бурно выражать свою радость и носить яркую одежду.

    А теперь представьте себя на нашем месте! На церемонии награждения нас с Еленой Валовой переполняли эмоции, но вместо того, чтобы их выплеснуть, мы были вынуждены на пьедестале ограничиться дружеским рукопожатием. Со стороны это выглядело довольно странно. Как и наш «постный» вид во время многочисленных интервью. Хотя отдуваться перед зарубежными журналистами, в основном, приходилось Тамаре Николаевне и Лене, которая окончила английскую спецшколу.

    В любом случае, эти не израсходованные эмоции еще долго лежали на душе тяжелым грузом.

    «СОВЕТСКИЙ ДОПИНГ» В САРАЕВО

    — С соревновательной точки зрения Игры-84 для нас ничем не отличались от чемпионатов мира и Европы. Разница лишь в том, что нам, как дебютантам, впервые пришлось жить в Олимпийской деревне — специально отстроенном комплексе с уютными номерами квартирного типа. А вот там всех советских олимпийцев ждал сюрприз. В комнате у каждого спортсмена стояла большая банка с черной икрой, которую мы в шутку называли тайным советским допингом.

    Перед завтраком, обедом и ужином несколько ложек этого деликатеса, богатого аминокислотами и минералами, придавали дополнительные силы и повышали самооценку. Это, наверное, одна из самых дорогих в мире пищевых добавок, но страна под названием СССР могла себе такое позволить.

    МОСТОВЫЕ СТАРОГО ГОРОДА

    — Посмотреть нынешнюю столицу Боснии и Герцеговины во время Игр толком не удалось. Пока шли соревнования, ни о каких прогулках не могло быть и речи. А после того, как стали олимпийскими чемпионами, нас затаскали по разным интервью, пресс-конференциям и прочим официальным мероприятиям.

    Помню, что выбрались только на знаменитый Латинский мост, рядом с которым сербский террорист Гаврило Принцип застрелил эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену Софью, что послужило сигналом к началу Первой мировой войны.

    Кроме того, в памяти остались мощеные улочки Старого города, на которых органично сплелись разные культуры и религии. Для  молодых людей, приехавших из Советского Союза, отделенного от остального мира железным занавесом, всё это было в диковинку.

    Спустя 20 лет мне довелось побывать в Сараево во второй и пока в последний раз. После чемпионата Европы-2004 в Будапеште, где «золото» взяли мои воспитанники Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, Международный союз конькобежцев собрал в Сараево всех чемпионов и призеров того первенства, а также пригласил победителей Игр-1984.

    Американец Скотт Хамильтон не приехал, а вот с Катариной Витт из Германии и британскими танцорами Джейн Торвилл и Кристофером Дином пообщаться удалось. Красочное шоу с показательными выступлениями звезд мирового фигурного катания было приурочено к двадцатилетию Игр в Сараево и восстановлению разрушенного войной дворца спорта «Zetra», где в 1984-м кипели олимпийские страсти.

    «ЗОЛОТО» ЦЕНОЙ В 500 ДОЛЛАРОВ

    — За золотую олимпийскую медаль нам заплатили по 500 американских долларов и наградили Орденом Дружбы народов. Мы были слегка обижены, поскольку знали, что сборная СССР по хоккею за свою победу в Сараево получила на сотню больше. Это, конечно, шутка.

    Ни квартиры, ни машины в те времена олимпийцам не полагалось. Но и полтысячи «зеленых» стали неплохой премией. Мы часто выезжали  за рубеж, где честно заработанные средства можно было выгодно вложить. Например, один видеомагнитофон, купленный в Европе или Америке и проданный потом в СССР, позволял безбедно жить примерно полгода. Мы не только покупали себе всё необходимое, но и еще помогали  родителям.

    После триумфа в Сараево нас стали узнавать на улицах. С одной стороны, это было приятно. С другой, доставляло определенный дискомфорт – приходилось постоянно следить за своим внешним видом и гардеробом.

    КОГДА МАЛЫ ДАЖЕ ДОМАШНИЕ ТАПОЧКИ

    — Следующий олимпийский цикл складывался для нас весьма удачно. Став чемпионами мира и Европы, мы уже начали задумываться о втором олимпийском «золоте». Но на пике предолимпийского сезона случилась врачебная ошибка, едва не ставшая роковой.

    На сборе перед чемпионатом СССР в декабре 1987 года моей партнерше сделали обезболивающий укол. Проблема заключалась в том, что лекарство нужно было вводить внутримышечно, а не подкожно. К тому же Лене еще и заморозили больное место хлорэтилом. Через три дня нога сначала покраснела, а затем сильно опухла.

    Когда Лена не смогла влезть даже в домашние тапочки, мы обратились в Военно-медицинскую Академию им. С.М.Кирова в Ленинграде. Врачи поставили страшный диагноз — гниение тканей под кожей (гангрена) — и сразу увезли спортсменку на операцию.

    Рану прочистили, но голень заживала медленно. Уже потом я узнал, что Лене грозила ампутация. Через месяц забрал ее из госпиталя, как говорят в таких случаях, под свою ответственность. В тот момент правое бедро моей партнерши «похудело» на 7 сантиметров. Из-за того, что нога находилась в неподвижном состоянии, произошло атрофирование мышц.

    Мы вернулись на лед, когда до начала Олимпийских игр в Калгари оставался ровно месяц. Естественно, подготовку пришлось начинать фактически с нуля. В Канаду поехали третьим номером и только благодаря Тамаре Николаевне Москвиной, чья пламенная речь убедила чиновников Спорткомитета включить Валову и Васильева в состав Олимпийской команды.

    Об этом мало кто знает, но свой первый тройной прыжок после выхода из больницы Лена сделала в Калгари на утренней тренировке в день произвольной программы, спустя 2,5 месяца после злополучного укола. Тогда в короткой программе «тройной» не требовался, и мы исполнили предписанный правилами флип в два оборота.

    В итоге мы заняли второе место вслед за Екатериной Гордеевой и Сергеем Гриньковым, и скажу вам честно: та серебряная олимпийская медаль для меня дороже золотой, выигранной четырьмя годами ранее.

                                 Владимир Топильский,

    Служба информации ОКР

    Лента новостей

    В РАЗДЕЛ
    Карим и Анастасия Халили. Фото Наталья Пахаленко
    Интервью 10 июля 2025
    Карим и Анастасия Халили: «Давно хотели выступить за одну команду»

    Летнее интервью сразу двух лидеров сборной России

    Актуальное 10 июля 2025
    Поздравляем Михаила Дегтярева!

    Сегодня день рождения отмечает Министр спорта, президент Олимпийского комитета России Михаил Владимирович Дегтярев!

    Комиссия спортсменов ОКР. Фото Наталья Пахаленко
    Лента новостей 9 июля 2025
    Комиссия спортсменов ОКР готовится к выборам

    Совсем скоро Комиссии спортсменов Олимпийского комитета России предстоит масштабное обновление — в августе состоятся выборы ее нового состава.