Главный тренер сборной России по тхэквондо в интервью Службе информации ОКР подвел итоги выступления команды на Играх в Рио, назвал факторы, повлиявшие на результаты спортсменов, и рассказал о конкуренции за место в сборной в новом олимпийском цикле.
— По сравнению с предыдущей Олимпиадой сделан шаг вперед, — заявил Вадим Иванов. — В Лондоне у нас было две бронзовых медали (их завоевали Алексей Денисенко и Анастасия Барышникова), 12-е общекомандное место и 7-е среди европейских сборных. Показатели Рио лучше: серебро, девятое и четвертое места. Но медалей мы планировали две, поэтому полного удовлетворения итогами олимпийского турнира все же нет.
— Давайте пройдемся по персоналиям.
— Алексей Денисенко уверенно провел три боя, в том числе против олимпийского чемпиона Сервета Тазегюля из Турции и чемпиона мира, бельгийца Ашаба. В финале, честно говоря, мы ждали корейца Ли Де Хуна или испанца Гонсалеса Бонилью, но никак не малоизвестного иорданца Абугауша. Этот спортсмен в Рио всех удивил. Теперь будет даже интересно понаблюдать за его дальнейшей карьерой – выиграет ли Абугауш еще какой-нибудь турнир или на Олимпиаде был его звездный час?
— В чем причина поражения Денисенко в решающем бою?
— Алексей первый бой провел в 9:15 утра, а последний – в 22:30. Иорданец же вступил в борьбу на три часа позже и, видимо, сохранил больше сил. Плюс у соперника в этот день получалось абсолютно всё! Судьбу золотой медали, по сути, решила одна удачная атака Абугауша. Обидно, но надо сделать правильные выводы и идти дальше.
— Что случилось с Альбертом Гауном?
— Для Альберта это была первая Олимпиада и, мне кажется, он до конца не сумел справиться с эмоциями. Справедливости ради надо сказать, что в его стартовом поединке против двукратного олимпийского чемпиона Стивена Лопеса грубейшую ошибку допустили боковые судьи. Они на пустом месте добавили американцу четыре балла, а наш секундант не настоял на видеоповторе. В итоге бой закончился со счетом 7:4 в пользу Лопеса.
— Для бронзового призера Игр-2012 Анастасии Барышниковой новый поход за олимпийской медалью завершился, как и для Гауна, уже в первом круге.
— Тут могу назвать две причины. У Насти близкие личные отношения с Алексеем Денисенко. Посмотрев накануне своего старта финал с его участием, спортсменка расстроилась и не смогла должным образом настроиться на собственное выступление. Хотя по всем показателям и Барышникова, и Денисенко, и Гаун к приезду в Рио находились на пике спортивной формы, в случаях с девушками чувства способны как помочь, так и помешать достижению результата. К тому же в бою с немкой Гюлеч Настя допустила тактическую ошибку. При счете 5:3 в свою пользу стала осторожничать, отказалась от активных действий, что для нее совершенно несвойственно. Итог – поражение 8:9… При том что эту соперницу Настя ранее побеждала.
— Сборная России готовилась к Олимпийским играм в очень сложных условиях. В какой степени вся эта нервотрепка отразилась на вашей команде?
— Начнем с того, что из-за мельдония в первом полугодии спортсмены не смогли набрать необходимое количество соревновательных боев и лишились важных рейтинговых очков. Как следствие, Альберту Гауну при жеребьевке олимпийского турнира не хватило всего 0,88 балла, чтобы оказаться в другой подгруппе.
Что касается истории с допуском на Игры, то и здесь пришлось понервничать. Когда выяснилось, что каждая международная федерация в индивидуальном порядке принимает решение по российским спортсменам, мы сразу связались с Всемирной федерацией тхэквондо. Там было сказано, что они ожидают письмо с разъяснениями из WADA. Прошел день, второй, третий – никакой информации нет. Наконец, 28 июля раздается звонок из российской неолимпийской федерации тхэквондо. «Ребята, нам тут пришло непонятное письмо – посмотрите». Выясняется, что WADA ошиблось с адресатом. Вместо Всемирной федерации тхэквондо (WTF) письмо ушло в неолимпийскую федерацию по нашему виду спорта.
Из-за разницы во времени телефоны в офисе WTF в Сеуле в тот день уже не отвечали, а, между тем, 28-го июля истекал срок, отведенный МОК на согласование олимпийских заявок между российскими и международными федерациями. К счастью, нашим сотрудникам удалось дозвониться до штаб-квартиры МОК в Лозанне и объяснить ситуацию. Вот так, из-за чьей-то невнимательности при отправке важной корреспонденции вся наша команда по тхэквондо могла не поехать в Рио.
— Перед Олимпиадой тхэквондистов обязали сменить электронные жилеты и футы (накладки) на ногах. Это, наверное, тоже создало приличные проблемы?
— Еще какие! Считаю, что это самый важный фактор из тех, которые в той или иной мере повлияли на выступление наших спортсменов в Рио. Жилеты мы получили за четыре месяца до начала Олимпийских игр, а футы с новым набором датчиков – вообще за месяц до старта! Что-то натренировать в таком цейтноте было просто невозможно.
— Что глобально изменилось с введением новой экипировки?
— Параметры фиксирования удара. Если раньше несильный удар в корпус приносил баллы, то теперь уже нет. Почему Алексей Денисенко все свои олимпийские бои в Рио выиграл ударами в голову? Потому что с его техникой при новых правилах атаковать в корпус стало бессмысленно. От этих изменений выиграли те атлеты, кто не искушен в технике, зато одарен физической силой. Молоти со всей силы по корпусу, получай очки и больше ничего не нужно.
— Если говорить о Токио-2020, какие резервы есть у российского тхэквондо?
— На майском чемпионате Европы в Швейцарии мы впервые завоевали 9 медалей, а ведь этот турнир пропускали все наши олимпийцы. У нас на подходе целая плеяда перспективных спортсменов. Это Михаил Артамонов, Максим Храмцов, Роман Кузнецов, Арина Живаткова, Татьяна Кудашова и многие другие. Что касается более опытных ребят, Алексей Денисенко и Альберт Гаун точно остаются. Настя Барышникова пока в раздумьях.
— Система отбора на Олимпийские игры в тхэквондо вызывает много вопросов. Что, на ваш взгляд, в ней нужно поменять?
— Каждый спортсмен должен иметь шанс отобраться на Олимпиаду. У нас же сейчас так: если ты не вошел в шестерку мирового рейтинга, то на европейский квалификационный турнир можешь попасть только при наличии свободной квоты, выделяемой на страну. Вот эти ограничения нужно отменить! Система отбора в тхэквондо в четыре раза жестче, чем в других единоборствах. В той же греко-римской и вольной борьбе шесть олимпийских категорий, а у нас только четыре. И участников в каждом весе – не 32, а всего 16. Поэтому многие сильные спортсмены — такие, например, как действующий чемпион Европы и бронзовый призер чемпионата мира-2015 Владислав Ларин остались за бортом Рио.
Юрий Бутнев, Служба информации ОКР