«Олимпийское собрание единогласно поддержало заявление спортсменов России о готовности принять участие в Олимпийских играх в Пхенчхане, несмотря на тяжелейшие условия и решение МОК, которое, безусловно, во многом несправедливо». Президент ОКР Александр Жуков объявил это в краткой речи на пресс-конференции по итогам заседания высшего руководящего органа ОКР. Вместе с ним перед журналистами выступили и ответили на их вопросы Почетный президент ОКР и глава Независимой общественной антидопинговой комиссии Виталий Смирнов, председатель Комиссии спортсменов ОКР, олимпийская чемпионка Рио-2016 по фехтованию Софья Великая и двукратный чемпион мира по хоккею Илья Ковальчук.
«Вопрос об участии российских спортсменов в Олимпийских играх в Пхенчхане волнует в нашей стране все общество», — подчеркнул Александр Жуков. Отметив, что в Олимпийском собрании приняли участие и многие действующие спортсмены, и прославленные олимпийские чемпионы, и известные тренеры он подвел итог: «Мнение всех выступавших было единым — нашим спортсменам нужно ехать в Корею и добиваться побед во славу родины».
Вместе с тем, по словам президента, Олимпийское собрание отметило, что оно уважает любой выбор спортсменов. ОКР окажет им всяческое содействие в решении организационных, технических, финансовых и других вопросов, Это касается и тех спортсменов, которые завоевали право участвовать в Олимпийских играх, но не получат приглашение от МОК, и тех, кто откажeтся от участия в Играх.
— Принято правильное решение, — заявил Виталий Смирнов, руководивший ОКР в период с 1992 по 2001 годы. – В 92-м году нам приходилось участвовать в Олимпийских играх под флагом МОК. Тогда решение тоже было непростым, потому что целый ряд республик бывшего Советского Союза настаивали на собственной атрибутике. Тем не менее, мы выступили на Играх — причем, успешно. А вообще история знает довольно много прецедентов участия в Олимпиадах как под флагом МОК, так и под флагами национальных олимпийских комитетов. Достаточно вспомнить московскую Олимпиаду.
Практика показывает, что примерно 70 процентов спортсменов имеют возможность выступить на Олимпийских играх только один раз в жизни. Лишать их этой возможности было бы несправедливо. Бойкот же – это путь в никуда, это новые санкции и проблемы с участием в будущих Играх, — подчеркнул Смирнов.
— Сегодняшний день очень важен, — отметила Софья Великая. — Пока не было принято решение об участии в Олимпийских играх, все спортсмены пребывали в напряжении. Они могли тренироваться и участвовать в соревнованиях, но не были внутренне спокойны. Комиссия спортсменов ОКР убедилась в этом, когда проводила опрос кандидатов в олимпийскую команду. По итогам общения мы подготовили заявление для Олимпийского собрания и обращение к МОК с призывом пересмотреть вопрос о повторном наказании спортсменов, которые уже отбыли дисквалификацию. Желаю российским олимпийцам своими спортивными достижениями проявить любовь к родине и патриотизм, а российское общество призываю уважать их мнение, каким бы оно ни было.
— Хотел бы выразить огромную благодарность за то, что нас услышали, что нам поверили, — сказал Илья Ковальчук. — Думаю, каждый спортсмен, который поедет на Игры, отдаст все, что может.
Журналисты интересовались, как в специфических условиях будет производиться отбор спортсменов в олимпийскую команду.
— В ближайшее время предстоит серьезное обсуждение целого ряда деталей, — отметил Жуков. – МОК сообщил нам в письме, что образовал специальную рабочую группу. Мы в свою очередь сформировали накануне на исполкоме ОКР группу, которая поедет в Лозанну предположительно 15 декабря, чтобы провести переговоры и о порядке приглашения спортсменов, и об их экипировке. Надеемся, что персональные приглашения получат все наши ведущие спортсмены, а не четвертые-пятые номера. Исходим из того, что МОК заинтересован в участии сильнейших.
«Думаю, отношение будет доброжелательным», — добавил Смирнов. Когда же был задан вопрос, почему бы нашим спортсменам не подчеркнуть свою принадлежность к России с помощью георгиевских ленточек, матрешек или олимпийских мишек, Почетный президент ОКР заметил, что все подобные вопросы относятся к компетенции протокольной службы МОК и строго оговариваются. «Что касается болельщиков, то не вижу никаких препятствий. Учитывая специфику ситуации, вопрос стоит обсудить, но в принципе мы никак не можем запретить инициативу людей, если она не вступает в противоречие с законодательством страны-организатора соревнований».
Отвечая на вопросы журналистов, Жуков также сказал:
— В решении МОК есть пункты, которые могут быть оспорены спортсменами в Спортивном арбитражном суде. Одно из них — положение не приглашать тех, кто когда-либо в прошлом нарушал антидопинговые правила. Речь может идти, например, о сильнейших российских конькобежцах Юскове и Кулижникове. В CAS уже подано много исков на решения комиссии Освальда. Надеюсь, они будут рассматриваться в ускоренном порядке. Если со спортсменов снимут обвинения в нарушении антидопинговых правил, они смогут принять участие в Олимпийских играх.
— Ваше отношение к господину Родченкову?
— Комиссия Шмида дала исчерпывающую характеристику ему и его коллегам, которые с целью получения материальной выгоды занимались распространением запрещенных препаратов и сокрытием положительных проб с последующими манипуляциями. Они нанесли колоссальный ущерб российскому спорту и международному олимпийскому движению.
— За какие именно нарушения вы извинялись на исполкоме МОК?
— В докладе Шмида сделан важнейший вывод: никакой государственной системы допинга в России не существовало. Олимпийский комитет России никоим образом не имел отношения к махинациям с допинг-пробами. Вместе с тем Родченков и компания существовали не в безвоздушном пространстве. Они работали в Российской антидопинговой лаборатории и двурушничали. За это я и принес извинения, поскольку ОКР отвечает в том числе и за соблюдение Кодекса ВАДА. Мы приняли удар на себя, чтобы наши спортсмены могли выступать на Олимпийских играх.
— Вы говорили с думской трибуны, что политические оппоненты будут злорадствовать. Кого вы имели в виду?
— Еще перед Олимпийскими играми в Рио министерства спорта 19 государств призвали МОК не допускать к ним российскую команду. Тогда МОК принял мудрое решение и отверг это требование о коллективной ответственности. После этого за исключение России неоднократно выступали антидопинговые агентства различных стран, отдельные спортсмены и СМИ. Это элементы сильного давления на МОК, в котором, думаю, ни у кого нет сомнений.