Мир полон совпадений, подчас абсолютно нелогичных и в то же время забавных. В 2015 году на тестовых соревнованиях по парусному спорту в Бразилии Стефания Елфутина в классе RS:Х (виндсерфинг) заняла пятое место, а спустя год в Рио-де-Жанейро завоевала бронзовую медаль, ставшую для России первой олимпийской наградой в этом виде спорта за 20 лет.
И вот уже новый олимпийский цикл близится к своему логическому завершению. На этот раз Test Event принимала Япония. Соревнования проходили в той самой акватории острова Эносима, где в 1964 году состоялся олимпийский турнир по парусному спорту и где скоро вновь соберутся лучшие яхтсмены мира, чтобы определить чемпионов и призеров Игр XXXII Олимпиады.
В среду перед медальной гонкой Елфутина занимала пятое место и при удачном раскладе могла подняться на пьедестал. Однако небольшая ошибка после хорошего старта оставила россиянку на пятой строчке. Так почему бы не посчитать это хорошей приметой?
— Я еще накануне решающей гонки вспомнила, что в Рио на тестовых соревнованиях тоже финишировала пятой, — призналась спортсменка в интервью Службе информации ОКР. — Хотя ситуации абсолютно разные. Я — другая, акватория — другая, снаряжение – другое, флот за четыре года серьезно обновился. А место то же самое. Удивительно!
— Какие ощущения от своего выступления?
— Летом на сборах была проделана очень большая работа. Много внимания уделялось различным нюансам, которых в нашем виде спорте с избытком. На этих соревнованиях я увидела, что многое из того, над чем мы с тренерами работали, стало получаться лучше. Особенно порадовали старты. Они во всех гонках были отличные, а это очень важный элемент. Польза от летних тренировок налицо, но легко здесь не было. Соперники тоже не сидят на диване.
— Главный вывод?
— В этой акватории достаточно быстрая, резкая волна. Чтобы здесь уверенно себя чувствовать, нужно как можно больше тренироваться на океанской волне. Кстати, похожие условия бывают в Сочи, когда дует южный ветер. При подготовке к следующему сезону обязательно учтем этот момент. Что еще? В Японии невероятно жарко. В Сочи солнце порой тоже сильно печет. Раньше мы не выходили на воду в самое пекло, а сейчас я понимаю, что дома придется больше тренироваться днем. Чтобы организм привыкал к жаре.
— Как ты себя чувствовала в японских реалиях – высокая влажность, +40 на солнце?
— В первые дни у меня был перегрев из-за того, что мы гонялись в спасательных жилетах. Это как будто ты управляешь доской в телогрейке. Как только нам разрешили их снять, самочувствие сразу пришло в норму.
— Ты участвовала в эксперименте по контролю температуры тела с помощью специальных капсул. Интересно?
— Очень. Перегрев ты и так чувствуешь, но не знаешь насколько он серьезный. А капсулы дают конкретику. Во время гонок в Японии мое тело нагревалось до 39,2 градусов. Между прочим, именно инновационная методика помогла нам избавиться от спасжилетов. Увидев температурные показатели, организаторы регаты разрешили выступать без них. И все спортсмены испытали большое облегчение.
— На какой день ты почувствовала себя в оптимальной форме?
— На третий-четвертый. Когда приезжаешь в другой часовой пояс работать, а не отдыхать, акклиматизация проходит быстрее. Физические нагрузки стимулируют организм не затягивать с перестройкой.
— Помимо своеобразной волны у олимпийской акватории есть другие изюминки?
— Даже не знаю что сказать. Ветер — он везде разный. На безумно сильные течения мы не попадали, потому что гонялись, в основном, возле берега. А вот на дальних дистанциях могут быть сюрпризы. Японцы говорят, что течения скоростью 40 метров в минуту для этих широт не редкость.
— В акватории Рио было настолько грязно, что спортсменам запрещали купаться. Здесь экология лучше?
— На Эносиме вода тоже далеко не лазурного цвета, хотя, наверное, тут все-таки чище. Не знаю, по мне так и в Бразилии особых проблем с водой не было. Больше разговоров.
— Конкуренция в твоем классе за четыре года выросла?
— Мне кажется, да. Хотя в 2016-м казалось, что серьезнее уровень быть уже не может. Но сейчас флот что у девочек, что у мальчиков просто бешеный. По-другому не скажешь. Если раньше внутри большинства стран были 1-2 лидера, то сейчас за олимпийскую лицензию борются 3-4 человека. Это показатель того, что флот стал сильный как никогда.
— В чем ты прибавила за это время?
— Сейчас я другая. И ментально, и физически. Четыре года назад была маленькая девочка, готовая сметать всё на своем пути. Сейчас у меня другой подход. Более спокойный, рациональный. Впрочем, от этого не легче.
— Ты с возрастом научилась переживать поражения?
— Проигрывать всегда неприятно. Просто из поражений можно извлечь уроки, а из побед — нет. Любая неудача — это больно, но продуктивно.
— Ближайшие планы?
— С сегодняшнего дня голова переключается на чемпионат мира, который стартует в Италии на озере Гарда 24 сентября. Там будут совершенно другие условия, нежели в Японии. А самые ближайшие планы такие: сначала сбор в Сочи, потом неделя тренировок в Италии, возвращение домой, а там уже надо будет собираться на чемпионат мира.
— Ставишь задачу попасть в восьмерку, чтобы избавить себя от внутреннего отбора на Олимпийские игры?
— Вообще-то я всегда ставлю только максимальные цели – быть на пьедестале.
Юрий Бутнев, Служба информации ОКР