Сборная России по велогонкам на треке готовится к очередному этапу Кубка мира, который пройдет в Берлине с 30 ноября по 2 декабря. Именно на этих соревнованиях нашим спортсменам предстоит зарабатывать квалификационные очки для участия в Играх-2020 в Токио.
— В этом году система отбора на Олимпийские игры была изменена, — рассказал в интервью Службе информации ОКР президент Федерации велосипедного спорта России (ФВСР), трехкратный олимпийский чемпион Вячеслав Екимов. — Если раньше этапы Кубка мира для большинства велогонщиков не представляли особого интереса, то с текущего сезона всё иначе. Именно на чемпионате мира и этапах Кубка мира начисляются баллы, необходимые для попадания в Токио-2020.
— На Играх-2020 дебютирует мэдисон (трековая командная гонка на выносливость – прим. С.Т.). Россиянам реально побороться за лицензии в этой дисциплине?
— Ситуация сложная. Пока мы — вторые в резерве и получаем квоту на этапы Кубка мира, только если одна из 18 команд не выходит на старт. На Олимпийских играх в мэдисоне примут участие 20 сборных, из них две попадают из командной гонки при условии, что они не представлены в омниуме. К слову, там россияне находятся в основной сетке, но на низких позициях.
— В какой форме сейчас наши лидеры на треке — Анастасия Войнова, Дарья Шмелева, Денис Дмитриев, Шейн Перкинс?
— Стартовали ребята неплохо. На первом этапе Кубка мира во Франции Шмелева и Войнова победили в командном спринте, Дмитриев, Перкинс и Якушевский в этой дисциплине стали бронзовыми призерами. Кроме того Шмелева выиграла две личные медали — серебро в кейрине и бронзу в индивидуальном спринте.
Следующий этап в Канаде сложился не столь удачно – к золотой медали Александры Гончаровой в скрэтче Шмелева с Войновой добавили бронзу в командном спринте. Списываем некоторое снижение результатов на долгий перелет и акклиматизацию. В целом, почти все наши лидеры начали сезон достаточно уверенно, хотя процесс набора формы еще продолжается.
— Вас наверняка радует, что Дарья Шмелева вновь стала брать медали в индивидуальных гонках?
— Конечно! Приятно, что именно сейчас, в разгар олимпийского отбора, спортсменка возвращается к тому, что так хорошо получалось у нее раньше, в частности, индивидуальный спринт.
— Уже есть понимание, где команда будет готовиться к Олимпийским играм в Токио?
— Сейчас как раз занимаемся планированием подводящего сбора, прорабатываем разные варианты. Конечно, хотелось бы провести заключительный этап подготовки на Дальнем Востоке, но там нет необходимой инфраструктуры.
Наиболее реальные варианты — Китай и Австралия. Японию тоже со счетов не сбрасываем, но на олимпийский трек вход закрыт, а остальные у японцев заточены под кейрин — более пологие и длинные. Проводить там тренировки нецелесообразно.
— ОКР реализует Программу помощи спортивным федерациям в рамках подготовки к Токио-2020. Какую поддержку получает ФВСР?
— В первую очередь, это материально-техническое обеспечение. Со стороны Олимпийского комитета поступило предложение организовать модельный сбор в Хабаровске: там есть дороги подходящего уровня для шоссейных гонок, схожий с Токио климат, да и часовой пояс почти такой же.
— В преддверии Игр-2016 велогонщики при поддержке ОКР выезжали в Рио-де-Жанейро на тестовые соревнования, что потом материализовалось в две серебряные и одну бронзовую олимпийские медали. Есть ли в планах в следующем году такая же поездка в Токио?
— Да, мы рассчитываем принять участие в традиционных предолимпийских стартах в Токио. Если схема работает и приносит результат, глупо от нее отказываться.
— Насколько высока конкуренция в мировом велоспорте и способны ли ее выдерживать россияне?
— Однозначно на этот вопрос не ответишь. В командной гонке у нас есть прогресс, наконец-то создали конкурентоспособный коллектив. Главное, чтобы текучка кадров — главная болезнь нашего велоспорта — не влияла на итоговый результат. Чем стабильнее будут составы, тем быстрее сможем начать работать над мэдисоном и омниумом.
— Гульназ Бадыкова в этом сезоне пока не очень заметна – у нее спад после чемпионата Европы в Глазго?
— Нельзя выдергивать из контекста одну конкретную гонку или турнир. В целом, Гульназ сейчас выступает очень стабильно благодаря работе на тренировках шоссейной команды, созданной ФВСР. Только там можно наработать соревновательные объемы и скорость, столь необходимые на треке.
— Как себя чувствует еще один триумфатор Глазго – Диана Климова?
— Она полностью восстановилась после перелома ключицы, полученного на тренировке в начале октября. Сейчас Диана набирает форму во Франции. Обязательно дадим ей выступить на одном из этапов Кубка мира. Тесты показывают, что Климова уже готова соревноваться.
— На юношеских Олимпийских играх в Буэнос-Айресе дебютировали сразу две велодисциплины: комбайн и BMX-рейс. Продолжение будет?
— Прежде всего, хотел бы еще раз поздравить Илью Бескровного и Варвару Овчинникову с победой на юношеских Играх, они большие молодцы! Илья, если прибавит, будет реальным кандидатом на поездку в Токио.
BMX-дисциплины в России являются примером того, как должна выглядеть спортивная федерация. Там существует централизованная программа подготовки с четким календарем, а главный тренер для ребят — как отец. Они идут правильным путем.
Что касается конкретно дисциплины BMX-рейс, то ее держим на особом контроле. Ребята станут нашими олимпийскими надеждами в BMX-фристайле. Они показывают стабильные результаты на уровне лучших спортсменов мира.
— Как обстоят дела в велоспорте с переходом юниоров во взрослую категорию?
— В советское время, если ты до 23 лет ничего не выигрывал, с тобой прощались. Печально, но у нас эта традиция жива. Спортсмен получает поддержку государства до 21 года, а дальше — только частные велокоманды. Если не пересмотрим систему подготовки резерва, то после 2020 года у нас останется только молодежный велоспорт, а о попадании на Олимпийские игры в шоссейных дисциплинах можно будет забыть.
— Решение Ольги Забелинской сменить российское гражданство на узбекское обескровило нашу шоссейную команду. Есть ли молодые спортсменки, способные в обозримом будущем выйти на уровень трехкратного призера Олимпийских игр?
— Изначально, конечно, вся команда строилась вокруг Ольги, она была ее лидером. Параллельно мы работали с перспективной молодежью, создавали резерв. Остается только один вопрос — хватит ли Марии Новолодской и Айгуль Гареевой времени до Игр в Токио, чтобы встать в один ряд с мировой элитой?
Что касается поступка Ольги Забелинской, считаю, он стал прямым следствием тех проблем, которые существуют в женском велоспорте — как в нашей стране, так и во всем мире. Не случайно UCI планирует в 2020 году запустить реформы в своем хозяйстве. Цель – поставить женщин и мужчин в равные условия, в том числе по зарплатам, а также продублировать этапы мужского мирового тура стартами для девушек.
Савва Тимофеев, Служба информации ОКР