Проект «Олимпийский резерв – детям лучшее»
Разработчик проекта Олимпийский комитет России
Наименование проекта
«Олимпийский резерв – детям лучшее»
Предварительный этап проекта
Исследовательская работа Олимпийского комитета России, ведущаяся с 2020 года, позволила сформировать понимание дефицита средств, необходимого на обеспечение олимпийского резерва.
Расчетные данные сформированы в том числе: на основании анкетирования (2020,2022,2023 годов) общероссийских спортивных федераций по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр, анкетирования спортсменов и руководителей региональных центров подготовки спортивных сборных команд.
Описание проблемы
Анализ состояния подготовки олимпийского резерва, показал, что в ряде видов спорта идет снижение не только общего количества занимающихся, но и большие потери в численности спортсменов при переходе на этапах подготовки к высшему спортивному мастерству. Особенно в группе риска контингент занимающихся в возрасте 14-18 лет, что связано с рядом причин, в том числе с необходимостью дальнейшего профессионального выбора в обучении. С учетом ограниченных возможностей проявить себя на международных соревнованиях и отсутствием соответствующих поощрений по итогу участия в них, спортсмены, как следствие, предпочитают развиваться в других направлениях, выбирая иную от спорта карьеру.
Цель проекта
Повышение конкурентоспособности олимпийского резерва России способного бороться за 1-3 место в неофициальном общекомандном зачете на юношеских Олимпийских играх.
Задачи проекта
1. Совместно с общероссийскими спортивными федерациями формирование моделей и пилотных проектов поддержки подготовки спортсменов олимпийского резерва России во взаимодействии с региональными спортивными федерациями, СШОР, УОР, региональными тренерами и специалистами.
2. Определение возможных источников дополнительного финансирования и способов их привлечения для финансирования мероприятий и направлений, связанных с подготовкой олимпийского резерва России, из бюджетов различного уровня и внебюджетных источников.
3. Выработка предложений по совершенствованию законодательной базы, связанной с формированием и подготовкой олимпийского резерва России.
Направления и мероприятия проекта
1. Повышение качества организации и проведения первенств России и иных спортивных мероприятий по видам спорта, входящих в программу Игр Олимпиады до уровня, соответствующего регламентам и требованиям международных спортивных федераций для юношеских олимпийских игр.
2. Обеспечение повышения качества подготовки олимпийского резерва России, в том числе:
— Материально-техническое обеспечение/приобретение СШОР, УОР передового оборудования, инвентаря и экипировки с учетом требований и стандартов международных спортивных федераций и требований для участия в юношеских Олимпийских играх.
— Содействие в привлечении высококвалифицированных российских тренеров для наставнического сопровождения деятельности тренеров команд в субъектах Российской Федерации, осуществляющих подготовку олимпийского резерва России.
Содействие качественной организации и проведению тренировочных мероприятий в рамках подготовки олимпийского резерва России.
— Повышение профессионального уровня региональных тренеров и специалистов, обеспечивающих подготовку спортсменов олимпийского резерва России на базе АНО «ИЦ ОКР».
— Организация и проведение мероприятий по научно-методическому обеспечению спортивной подготовки олимпийского резерва России на базе АНО «ИЦ ОКР».
— Стимулирование процесса формирования конкуренции в тренерском сообществе за счет выделения премий (грантов) тренерам, осуществляющим подготовку олимпийского резерва России.
— Обеспечение качественной подготовки спортивного инвентаря на базе мобильных сервисных центров Штайншлифт
— Иные мероприятия по повышению конкурентоспособности российских спортсменов.
3. Антидопинговое сопровождение подготовки олимпийского резерва России.
Целевая аудитория проекта Спортсмены 2008 – 2011 годов рождения – для летних юношеских Олимпийских игр;
2010 – 2013 годов рождения – для зимних юношеских Олимпийских игр.
Тренеры, специалисты и административный персонал, вовлеченные в тренировочный, образовательный, соревновательный процессы указанного контингента.
Сроки реализации проекта 2024 – 2026 гг. с возможным продолжением на период до 2028 года
Социальная среда реализации проекта
130 000 спортсменов – общий массив отбора, потенциальных участников первенств России с учетом предварительных этапов по всем возрастам
80 000 спортсменов – массив отбора, потенциальных участников первенств России, финалы
1500 спортсменов (примерно 1000 человек в летних видах спорта и 500 человек в зимних видах спорта) – пул потенциальных участников юношеских Олимпийских игр, отобранных на основе анализа спортсменов – лидеров 330 первенств (220 – в летних видах спорта и 110 – в зимних видах спорта), попадающих под мониторинг ОКР
800 спортсменов, внесенных в базу аккредитации для участия в ЮОИ
150 спортсменов потенциальных участников IV летних юношеских Олимпийских игр в 2026 году, Дакар (Сенегал) и
140 спортсменов потенциальных участников IV зимних юношеских Олимпийских игр в 2028 году
Тренеры, специалисты и административный персонал, вовлеченные в тренировочный, образовательный, соревновательный процессы спортсменов.
Ожидаемые результаты реализации проекта 1-3 место в неофициальном командном зачете на IV летних юношеских Олимпийских играх в 2026 году, Дакар (Сенегал)
1-3 место в неофициальном командном зачете на IV зимних юношеских Олимпийских играх в 2028 году, место проведения не определено (МОК).
Исторический опыт
Традиционно Олимпийская команда России на юношеских Олимпийских играх показывает высокие спортивные результаты, улучшая результаты от Игр к Играм:
2010 год – I летние юношеские Олимпийские игры в г. Сингапур (Сингапур), Олимпийская команда России заняла второе место (НОКЗ), завоевав 43 медали – 18 золотых, 14 серебряных, 11 серебряных
2012 год – I зимние юношеские Олимпийские игры в г. Инсбрук (Австрия) Олимпийская команда России заняла пятое место (НОКЗ), завоевав 16 медалей – 5 золотых, 4 серебряных, 7 бронзовых.
2014 год – II летние юношеские Олимпийские игры в г. Нанкин (Китай), Олимпийская команда России заняла второе место (НОКЗ), завоевав 57 медалей – 27 золотых, 19 серебряных, 11 бронзовых.
2016 год – II зимние юношеские Олимпийские игры в г. Лиллехаммер (Норвегия), Олимпийская команда России заняла третье место (НОКЗ), завоевав 24 медали – 7 золотых, 8 серебряных, 9 бронзовых
2018 год – III летние юношеские Олимпийские игры в г. Буэнос-Айрес (Аргентина) Олимпийская команда России заняла первое место (НОКЗ), завоевав 59 медалей – 29 золотых, 18 серебряных, 12 бронзовых.
2020 год – III зимние юношеские Олимпийские игры в г. Лозанна (Швейцария), Олимпийская команда России заняла первое место (НОКЗ), завоевав 29 медалей – 10 золотых, 11 серебряных, 8 бронзовых.
2024 год – IV зимние юношеские Олимпийские игры в
г. Канвондо (Республика Корея) Олимпийская команда России участие не принимает (в связи с невозможностью пройти предварительный отбор. 2022 и 2023 годах, из-за отстранения от участия спортсменов по зимним видам спорта в международных соревнованиях, в том числе в квалификационных к зимним юношеским играм).
2026 год – IV летние юношеские Олимпийские игры, Дакар (Сенегал). предполагается, что российские спортсмены завоюют 1-3 место в неофициальном общекомандном зачете. Не смотря на имеющиеся в настоящее время ограничения, российские спортсмены примут участие (вероятнее всего в нейтральном статусе по всем видам спорта в количестве 150 спортсменов) в юношеских Олимпийских играх, пройдут предварительные отборы по спортивному принципу и будут допущены с учетом квот МОК.
В настоящее время по летним видам спорта, в отличие от зимних, спортсмены к участию в соревнованиях ограниченно допускаются.
По отношению к Играм Олимпиад и Олимпийским зимним играм, на спортсменов-юниоров ряд ограничений, введенных МОК и МСФ не распространяется. Например, спортсмены не подписывают декларации, ограничивающие их в правах по отношению к другим спортсменам, и не состоят на службе в силовых ведомствах и не имеют с ним контрактов. С учетом несовершеннолетнего возраста вероятнее всего организацией участия спортсменов, тренеров, специалистов и персонала будет заниматься ОКР.
Долгосрочные последствия реализации проекта Достижение целевых показателей Стратегии ФКиС, Стратегии ОКР – высокие результаты выступлений российских спортсменов на Играх XXXIV Олимпиады 2028 года в г. Лос-Анжелесе (США).