Ранее приоритетным считалось урегулирование споров либо в суде, либо в международном арбитраже.
Приказ Минспорта об арбитражной оговорке был опубликован в апреле 2025 года (№310) и наделил национальные спортивные объединения, то есть спортивные федерации, лиги, союзы, ассоциации и т.д. правом указывать в своих положениях и регламентах необходимость передачи любых спорных вопросов, в первую очередь, на судебное рассмотрение Национального центра спортивного арбитража– уполномоченную структуру АНО «Спортивная Арбитражная палата».
Министр спорта, председатель Олимпийского комитета России Михаил Дегтярев подчеркнул, что цель изменений, чтобы все споры в российском спорте, включая трудовые, рассматривались в НЦСА.
«В мае 2025 года мы начали реформу Спортивной арбитражной палаты: был принят новый устав и утверждена обновленная система управления. Основная цель – повысить качество процедуры третейских разбирательств в сфере спорта на национальном уровне, обеспечить их полную независимость и тем самым добиться, чтобы решения признавались всеми участниками, имели безусловный авторитет. Для реализации этой задачи Минспорт России закрепил на нормативном уровне так называемую «арбитражную оговорку»: теперь в регламентах лиг и федераций должно быть четко прописано, что все споры, включая трудовые, подлежат рассмотрению в НЦСА. Постепенно это реализуется», – подчеркнул он.
В частности, Федерация бокса России прописала в Уставе следующий порядок разрешения возможных трудовых споров или конфликтов внутри структуры: сначала внутренним порядком, а далее уже в Национальном центре спортивного арбитража. Для особо сложных споров предусмотрено международное рассмотрение через Международный спортивный арбитраж (CAS) в Швейцарии.
«В случае несогласия сторон спора с решением, принятым юрисдикционным органом Федерации, или при отсутствии в структуре Федерации юрисдикционного органа, в компетенцию которого входит разрешение спора, любой спор, разногласие или претензия, возникающие из настоящего Устава, включая вопросы, связанные со созданием, реорганизацией, управлением или участием в управлении Общероссийской общественной организации «Федерация бокса России», соблюдением прав и выполнением обязанностей ее членов, а также с участием иных лиц, выразивших согласие на обязательность для них настоящего Устава и данного арбитражного соглашения, разрешаются путем арбитража, администрируемого «Национальным центром спортивного арбитража» при Автономной некоммерческой организации «Спортивная арбитражная палата» в соответствии с положениями Регламента спортивного арбитража», — говорится в уставе ФБР.
Подобная схема предусмотрена и в Общероссийской федерации рафтинга. Согласно новой редакции ее устава, любые возможные конфликты внутри федерации или между ее членами могут рассматриваться специализированным спортивным третейским судом, то есть НЦСА. Решение такого суда становится финальным, но возможна подача апелляции в CAS.
В свою очередь Федерация лыжных гонок России исключила из своего устава положение о рассмотрении споров в CAS. В новой редакции документа закреплено, что «все споры, возникающие между членами Федерации, а также между членами Федерации и самой Федерацией, подлежат рассмотрению в Спортивном арбитражном суде при Автономной некоммерческой организации «Спортивная арбитражная палата». Решения Спортивного арбитражного суда являются окончательными».
По словам директора Спортивной Арбитражной Палаты Игоря Понкина, российский спортивный арбитраж экономит время и деньги.
«Все большее число руководителей, юристов, менеджеров спортивных организаций начинают приглядываться к этому существенно экономящему время, финансовые средства и силы негосударственному институту разрешения споров. Тем более что все арбитры НЦСА на слуху – это известные в сфере спорта юристы с большим практическим опытом. Все они делегированы в состав НЦСА Олимпийским комитетом России, спортивными федерациями, ассоциациями, лигами, спортивным профсоюзом (Профспорттуром)», — пояснил Понкин.
По его словам, обращение в НЦСА открывает перед сторонами споров ряд важных преимуществ: затраты значительно ниже, чем в государственных судах, а процедура более гибкая и прозрачная.
«Во-первых, разбирательства проходят в максимально сжатые сроки – не более 60 дней. В государственных судах разбирательства могут длиться годами. Во-вторых, процедуры обеспечивают более высокую конфиденциальность, что защищает деловую репутацию и интересы сторон. Кроме того, НЦСА предлагает проведение слушаний онлайн и на иностранных языках с участием переводчиков – важное преимущество для международных споров. При этом решения обладают обязательной юридической силой, делая этот механизм надежным и эффективным инструментом разрешения конфликтов», – говорит директор САП.
В перспективе в арбитражной оговорке может быть закреплен не только постоянно действующий арбитраж, но и конкретный арбитр – на случай возникновения споров.
Готовы в НЦСА предоставить и услуги медиации — добровольный способ досудебного урегулирования споров с участием нейтрального посредника. Этот механизм помогает сторонам спора сохранить партнерские отношения и избежать длительных судебных разбирательств.
В России спортивный арбитраж рассматривает широкий круг споров: допуск к соревнованиям, нарушения антидопинговых правил, трудовые вопросы спортсменов и тренеров и так далее. В ближайшее время планируются изменения в законодательстве, которые расширят компетенцию спортивного арбитража. Речь идет о включении споров, связанных с услугами фитнес-индустрии, стандартизацией и добровольной сертификацией спортивных товаров и услуг.Таким образом, система спортивного арбитража выйдет за рамки исключительно профессионального спорта и сможет охватывать более широкий спектр отношений, напрямую влияющих на качество и безопасность спортивной среды в стране. Это серьезный шаг к формированию единого правового пространства в сфере физической культуры и спорта.