Уважаемые коллеги!
Предыдущий документ стратегического планирования был утвержден Олимпийским комитетом России после Олимпийских игр2010 года в Ванкувере с прицелом, прежде всего, на Игры в Сочи, которые до сих пор справедливо считаются лучшими за всю историю современного олимпийского движения.
Настало время двигаться дальше, и мы разработали проект Стратегии развития ОКР, обозначив в ней приоритетные направления, цели и задачи до 2028 года.
Период подготовки к домашней Олимпиаде позволил наметить основы для взаимодействия и укрепления рабочих партнерских отношений с ОСФ, органами государственной власти, спортивными организациями и участниками отраслевых и смежных процессов.
Но в 2015 году грянул допинговый скандал в легкой и тяжелой атлетике, ставший предвестником более глобальных вызовов, с которыми в дальнейшем столкнулись не только российский спорт, но и международное олимпийское движение.
С того момента и до сегодняшнего дня, то есть на протяжении почти восьми лет, в отношении российского спорта и РФ в целом применяются все новые санкции и так называемые «меры сдерживания».
2020ый и2021ый годы запомнились еще одним негативным феноменом. Пандемия коронавируса по всему миру привела к колоссальным экономическим проблемам и существенному сокращению ресурсов и мотивации в спортивной отрасли.
Очередным испытанием стали принятые «коллективным Западом» в конце февраля 2022 года беспрецедентные по своей враждебности и охвату санкции, в результате которых подавляющее большинство российских спортсменов лишили возможности участвовать в международных соревнованиях.
На данном этапе к перечисленным факторам добавилось концентрированное вмешательство политики в спорт.
В таких условиях жизненно важно было определить приоритеты, последовательность шагов и ключевые задачи. На данный момент таковыми для ОКР являются:
— содействие развитию олимпийских видов спорта;
— содействие подготовке олимпийского резерва;
— поддержание рабочего взаимодействия с МОК;
— содействие развитию и укреплению международного сотрудничества по линии федераций по олимпийским видам спорта и
— обеспечение допуска российских спортсменов к участию квалификационном отборе на ОИ-2024.
При этом Олимпийский комитет России располагает достаточными ресурсами для ведения плановой работы по содействию подготовке и обеспечению участия российских спортсменов и делегации на ОИ-2024.
Работа традиционно организована в рамках программного подхода, который обеспечивает эффективное взаимодействие с членскими организациями — ОСФ, региональными олимпийскими советами, олимпийскими академиями и иными субъектами деятельности в области физкультуры и спорта.
Необходимо отметить прогресс в деятельности большинства олимпийских советов, которые сумели перевести в практическую плоскость и поднять на качественно новый уровень региональное сотрудничество со всеми субъектами в сфере массового спорта.
Важную роль в реализации Программ и обеспечении целостного подхода в работе организации играют:
— специализированные дочерние организации ОКР, включая Инновационный центр и его филиалы;
— Международный комитет и оргкомитеты Игр «Дети Азии»;
— общественные формирования и объединения (Комиссия спортсменов ОКР, Российский союз спортсменов);
— инфраструктура и кадровый потенциал лучших вузов, образовательных и благотворительных организаций страны (МГИМО, Фонд поддержки олимпийцев России, гуманитарное наследие Олимпийских зимних игр 2014 года – Российский международный олимпийский университет).
Помимо изложенного, сформирован устойчивый подход в вопросах развития массового спорта, а также образовательной и просветительской деятельности.
ОКР совершенствует форматы реализации проектов и проведения мероприятий в области массового спорта. Идет постоянный поиск передовых решений и форм организации работы в регионах.
МИССИЯ И ЦЕННОСТИ
Сегодня не только спортивная отрасль, но и сам миропорядок проходят период драматической трансформации.
Как ведущая общественная спортивная организация, ОКР в рамках своей компетенции системно наращивает и совершенствует работу по защите и продвижению интересов российского спорта.
Де-факто на базе ОКР формируется единая площадка для экспертной оценки и выработки консолидированных, выверенных подходов, позволяющих оперативно реагировать на регулярные и «нестандартные» вызовы.
Новые идеи и подходы внедряются и испытываются на практике. В случае успешной апробации и подтверждения возможности обеспечить устойчивость членов ОКР и иных субъектов физкультурно-спортивной деятельности, они могут быть рассмотрены на государственном уровне.
На ближайшие годы Олимпийский комитет России может определить свою миссию так: «Объединяя олимпийское спортивное сообщество России, развиваясь и создавая новые возможности, мы стремимся к лидерству глобального характера»
Главными принципами ОКР, следуя которым мы продолжаем активно участвовать в работе по продвижению российского спорта и олимпийского движения на лидирующие позиции, являются:
— патриотизм и чувство гордости за Родину, уважительное отношение к её многонациональному народу, уникальным истории, культуре, науке, традициям и обычаям;
— неизменное следование олимпийским идеалам и ценностям (дружба, уважение, стремление к совершенству), принципам Фэйр Плэй в условиях динамично меняющегося мира;
— компетентное и последовательное противодействие любым формам дискриминации и предвзятого отношения к (российским!) спортсменам;
На фоне необоснованных ограничений представляется уместным регулярно напоминать «коллегам» истинное значение олимпийского девиза, в рамках собственной юрисдикции вкладывая в него смысл объединения олимпийской семьи.
Олимпийский комитет России ответственно подходит к роли ведущей общественной спортивной организации в РФ, помогая отечественной спортивной отрасли сохранять последовательность и обеспечивать эффективное взаимодействие с международным спортивным движением на фоне стремительных и критических изменений в мире.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Работа прошедших нескольких лет приблизила нас к одной из «контрольных точек». За последние 4-4,5 года мы получили бесценный опыт, что способствовало естественному стремлению участников олимпийского движения России к объединению усилий для решения общих задач.
При этом ОКР – как системообразующей общественной спортивной организации – было важно выработать механизмы обеспечения стабильности членов Союза, чтобы в непростых обстоятельствах создать условия для самореализации желающих и способных работать ради достижения наивысших результатов спортсменов и специалистов.
Правильность такого подхода нашла подтверждение в условиях санкций в отношении не только нашего спорта, но и России в целом.
Несмотря на последствия пандемии, а также давление со стороны недружественных государств и их сателлитов, задачи по обеспечению стабильности были в большинстве своем успешно решены.
Особняком стояли вопросы сохранения правосубъектности и защиты спортсменов и ОКР. В частности, в рамках участия россиян в Олимпийских играх 2018, 2020, 2022, процесса ВАДА против РУСАДА.
ОКР на практике использует наработанный опыт по формированию и реализации программных документов различной конфигурации, решению отраслевых, межведомственных и государственной значимости задач любой сложности, в том числе на международном уровне.
Положение дел в международном олимпийском движении, и ориентиры стратегического планирования в Российской Федерации позволяют определить цель деятельности Олимпийского комитета России на период до 2028 года:
– содействие устойчивому развитию и эффективной деятельности организаций-членов ОКР, создающих условия для качественного развития и реализации спортивных способностей человека.
Для ее достижения Олимпийским комитетом России определены следующие приоритетные направления (по группам задач):
— содействие развитию олимпийских видов спорта;
— содействие развитию массового спорта;
— образовательная и просветительская деятельность, продвижение истинных олимпийских ценностей и идеалов;
— международная деятельность, гуманитарное сотрудничество.
В рамках Стратегии развития Олимпийского комитета России на период до 2028 года предполагается в основном сохранить программно-целевой подход.
В числе первоочередных задач по перечисленным направлениям стоит особо отметить совершенствование профессиональных компетенций отечественных специалистов спортивной отрасли, в наибольшей степени вовлеченных в организацию подготовки олимпийского спортивного резерва и членов спортивных сборных команд России по олимпийским видам спорта, международную деятельность, антидопинговое обеспечение.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация Стратегии предусматривает разработку специализированных Программ, которые позволят упорядочить целевые показатели, а также организационно и финансово гарантировать их последовательное достижение.
С учетом актуальной проблематики, которая формирует отраслевую повестку, программные документы будут подвергаться периодической корректировке, чтобы гарантировать целостность миссии, направлений, целей и задач, соответствие положению дел.
В конечном итоге это должно позволить ОКР не только обеспечить и сохранить конкурентоспособность наших спортсменов на международной арене, но и создать позиции для формирования международной спортивной повестки в интересах конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества в гуманитарной сфере.