— Станислав Алексеевич, ну вот и завершилась пекинская сага. Как оцениваете медальный итог этих Игр?
— Однозначно как успешный. Да, мы немного недобрали золотых медалей, чтобы увезти из Пекина полноценное счастье. Где-то не хватило благосклонности фортуны, где-то сыграли роль другие факторы. Как бы банально не звучало, это спорт, и он всегда интересен своей непредсказуемостью. А на Олимпийских играх особенно.
Но в целом, хочу поздравить всю нашу олимпийскую команду, спортсменов, тренеров, специалистов, медицинский и технический персонал, руководителей федераций и, самое главное, всех болельщиков, кто переживал и поддерживал нас на протяжении последних 2 с половиной недель, с успешным выступлением Команды ОКР на этих очень непростых Играх. 32 завоеванные медали – очень достойный результат. Я даже не про то, что он рекордный в российской истории. Я про то, что героями этих Игр в национальном масштабе стали десятки наших спортсменов. И мы вправе гордиться их достижениями в Пекине.
— Трудные получились Игры, если посмотреть изнутри на все, что происходило с нашей командой и вокруг нее?
— Лично для меня — самая сложная из тех, что я проходил как спортсмен, тренер или руководитель. Был тяжелый Пхенчхан, беспрецедентный Токио, но в Пекине концентрация событий, постоянно требовавших оперативных решений, в которых нет права на ошибку, была существенно выше. Даже сравнить не с чем. А если помножить на те эмоции, которые приносили нам выступления наших спортсменов, порой диаметрально противоположные, от обиднейших эпизодов до моментов искреннего восторга – то получилось настоящее испытание, которое запомнится очень надолго.
Конечно, ситуация вокруг Камилы Валиевой потребовала от всей нашей делегации, федерации фигурного катания, тренерского штаба максимальной вовлеченности. А ее прокат в произвольной программе – пока как открытая рана. По-спортивному, по-человечески, по-родительски. Великая Катарина Витт расплакалась в студии немецкого ТВ, да и выступление Томаса Баха, как мне кажется, тоже было основано прежде всего на человеческих эмоциях, которые трудно сдержать. Про нас, россиян, я вообще не говорю, вы все видели и слышали. Думаю, все нормальные люди понимали, что случившаяся здесь спортивная драма и последовавшая за ней настоящая травля 15-летней спортсменки – все это очень далеко от идеалов и ценностей олимпизма в их изначальном виде.
— Вопросов по этой ситуации по-прежнему остается очень много. У многих вызвало удивление уже то, что ей разрешили продолжить выступления на Играх. Что будет с медалями в командном турнире, как будет дальше развиваться ситуация с допинг-пробой Камилы?
— Прежде всего, хочу сказать, что ситуация потребовала от нас незамедлительной и взвешенной реакции. Новость о декабрьской допинг-пробе была совершенно неожиданной. Тем не менее удалось отстоять право Камилы продолжить выступление на Играх. Мы по-прежнему считаем, что не существует никаких правовых оснований как для пересмотра результатов командного турнира в фигурном катании, так и для отмены церемонии награждения чемпионов и призеров.
На мой взгляд, решение не проводить церемонию награждения в командном турнире фигуристов неверное. Во всяком случае в ответах МОК и ИСУ на наши запросы мы не увидели какой-либо серьёзной аргументации принятого решения. Хочу ещё раз подчеркнуть, что в соответствии с действующими правилами результат командного турнира не подлежит пересмотру вне зависимости от исхода дисциплинарного расследования в отношении самой Камилы.
Что касается нашей спортсменки, она обеспечена надлежащей юридической поддержкой. Мы уверены в ее невиновности и надеемся, что расследование всех обстоятельств данного дела это подтвердит. Конечно, хочется, чтобы весь этот ужас, который с ней случился, закончился как можно быстрее, все наладилось, и она снова радовала миллионы людей по всей планете своим выдающимся мастерством.
— Что в целом скажете об итогах турнира фигуристов?
— Снова вернусь к эмоциям. Они были очень сильными. В командном турнире выступили блестяще, были на голову сильнее всех. Очень понравился Марк Кондратюк. Думаю, у него впереди очень хорошая карьера, у парня есть стержень, что важно. Главное сейчас не останавливаться и продолжать совершенствоваться. Аня Щербакова – великолепна! Блестящее выступление, уверенное, чемпионское. И, конечно, просто космос от Саши Трусовой. Жаль, что двух золотых медалей нельзя вручить. У нее, конечно, неповторимый, огненный прокат был. 5 четверных – это уже навсегда в истории. Сложно представить, каких сил стоит Этери Георгиевне из года в год растить такие уникальные таланты, находить силы, энергию и мотивацию для выдающейся работы на столь высоком уровне с разными по характеру и стилю спортсменками. Дорогого стоит. И я полностью разделяю те слова поддержки, которые были сказаны в последние дни со стороны нашего сообщества фигурного катания. В парном катании и танцах у нас шикарные дуэты. Очень артистичные и по технике все здорово. Рад, что сразу три пары завоевали в Пекине медали в индивидуальных турнирах. Ну и «золото» в команде, безусловно, показатель уровня.
— Ковид и все, что с этим связано, много проблем доставил нашей делегации?
— Проблемы были. Но практически все их удалось локализовать до момента вылета в Пекин. У федераций имелась возможность внести изменен я в заявку, в каких-то случаях скорректировать заключительный этап подготовки. Уже на самих Играх разве что нашей женской сборной по хоккею пришлось понервничать. Были случаи заболевания, команда находилась несколько дней на карантине. Это в итоге, думаю, сказалось на результате. Не хватило сил, чтобы выйти в полуфинал. Но в целом, с учетом всех сложностей, проблем с логистикой и ограничений, считаю, с вопросами антиковидных мер и безопасности наша делегация справилась.
— Что со спортивной точки зрения, помимо фигурного катания, запомнилось на нынешних Играх?
— Лыжные гонки, биатлон, шорт-трек, фристайл, хоккей, фигурное катание. Да многое. Удалось побывать почти на всех соревнованиях, несмотря на достаточную большую удаленность кластеров. Рад, что наши спортсмены смогли завоевать медали во многих дисциплинах, в том числе там, где у нас давно не было успехов. В отдельных видах проблемы есть, и это еще предстоит проанализировать. Как и то, что не получилось реализовать свой потенциал у ряда лидеров наших сборных, на которых мы вправе были рассчитывать, исходя из их результатов на международных соревнованиях в предолимпийский и олимпийский сезоны. Но в целом считаю, что, если команда превзошла по количеству завоеванных медалей даже домашние Игры, это очень достойный показатель.
Отмечу и тот факт, что исключительно полезной стала поездка в Пекин в рамках нашего проекта «Адаптация» группы экспертов во главе с Александром Грушиным на лыжно-биатлонные трассы незадолго до начала Игр. Благодаря собранной информации, сервисным бригадам удалось очень качественно отработать весь олимпийский период, несмотря на значительные изменения погодных условий. Их труд, безусловно, серьезно помог.
У нас в итоге почти 70 спортсменов возвращаются с медалями домой – а это треть команды. Такой же показатель, кстати, был и на Играх в Токио. Ну и есть главный герой — трехкратный Олимпийский чемпион Пекина Александр Большунов.
— По кандидатуре знаменосца на церемонию закрытия какие-то варианты рассматривались?
— Мы провели консультации с руководителями команд по видам спорта. И очень быстро пришли к единому мнению: Саша – самый достойный кандидат. Он, кстати, с большим удовольствием откликнулся на предложение.
— Вы сами планируете в церемонии принять участие?
— Да, конечно. Буду вместе с командой. От начала и до завершения Игр. Всего в нашей колонне пройдет на параде закрытия около 60 человек. И завтра уже домой. Знаю, что на родине готовится большая программа встречи «золотого» рейса со спортсменами. Кстати, летим отдельным бортом, за это хочу еще раз поблагодарить нашего партнера – авиакомпанию «Аэрофлот», которая предоставила дополнительный чартер.