Наталия Шевченко стала одной из главных звезд завершившегося в Раубичах четвертого этапа Кубка Содружества по биатлону. В спринте она заняла пятое место, а в пасьюте финишировала первой, несмотря на три промаха, благодаря чему до одного очка сократила отставание от лидера общего зачета Кристины Резцовой. В интервью пресс-службе ОКР уроженка Гремячего рассказала, с какими трудностями сталкиваются спортсмены в морозную погоду, оценила перспективы в случае потенциального возвращения на международные соревнования и поделилась самыми яркими воспоминаниями об Олимпийских играх.
«В начале сезона стреляла получше, сейчас пошли промахи»
— В 2024 году вы уже выигрывали общий зачет Кубка России, были близки к повторению успеха в прошлом году. а теперь и вовсе претендуете на победу и в нем, и в Кубке Содружества.
— Да, в прошлом сезоне я тоже должна была выиграть, как минимум, зачет Кубка России, но заболела, из-за чего все проиграла. В этом году вновь показываю тот же уровень. Надеюсь, до конца сезона обойдется без проблем со здоровьем, и тогда посмотрим, где смогу стать первой.
— На данный момент вы могли бы назвать нынешний сезон лучшим в карьере?
— Не сказала бы. Если оставить за скобками самый первый год в биатлоне, когда я только вкатывалась, то всегда много выигрывала и на главных стартах была в топе. В этом тоже все достойно (смеется).
— В интервью вице-президент Союза биатлонистов России по развитию профессионального спорта Павел Ростовцев называл вас одним из лидеров сборной. Приятно слышать такое?
— Конечно. Всегда приятно, когда начальство говорит подобное. Будем соответствовать.
— Если оценивать прошедший этап сезона, какую оценку вы бы себе поставили?
— В начале сезона стреляла получше, сейчас пошли промахи. Думаю, четверку по пятибалльной шкале заслужила. Все-таки процентовка неплохая, в скорострельности тоже добавила. Не в каждом забеге удается это демонстрировать, ведь многое зависит и от погодных условий, и от моего состояния.
— Как вы объясняете появившиеся проблемы?
— На старте соревновательного года функциональное состояние было тяжелым, поэтому спокойнее подходила к огневым рубежам. Видимо, поэтому и попадала больше. Сейчас добавилась скорость, из-за чего стрельба немного захромала. Думаю, со временем все будет нормально.
«В Увате у меня замерзал затвор и к нему прилипала гильза»
— По словам Ростовцева, в России и Белоруссии условия более жесткие, чем в Европе: суровые морозы, сильный ветер. Согласны?
— Думаю, там тоже есть стадионы, где всегда дует ветер. Как говорят ранее выступавшие на этапах Кубка мира девчонки, на одних трассах стрелять чуть проще, на других — сложнее. Но если говорить о погодных условиях, то в России температура воздуха совсем другая. В Европе в основном приходится кататься при плюсе или небольшом минусе. У нас же это всегда холод: бывает -10 ̊С, а бывает и гораздо ниже, а это уже заметно влияет на стрельбу, патроны. Например, на трассе в Раубичах очень ветрено, хотя здесь есть полигон, где полный штиль — работай, не хочу.
— Насколько известно, иногда у спортсменов и пальцы замерзают на трассе. Расскажите о таких малоизвестных болельщикам нюансах, способных серьезно повлиять на итоговый результат.
— Во-первых, в морозную погоду ты надеваешь много одежды, что сковывает твои движения. И на самом рубеже ты тоже становишься менее мобилен. Плюс у кого-то действительно могут замерзать пальцы, если неправильно подобрать перчатки. В принципе, в холод бежать функционально непросто. Из-за этого ты приходишь на рубеж в таком тяжелом состоянии, что стрельба может пострадать. Плюс патроны очень сильно реагируют на холод — у кого-то даже оружие. Бывает, не открывается затвор. Мы дышим, весь конденсат идет назад и попадает на винтовку.
— С какими трудностями лично вы сталкивались в морозную погоду?
— Критических проблем не было, но вспоминается один случай в мой дебютный сезон в биатлоне. В Увате был проведен спринт, на мой взгляд, незаконно, ведь по регламенту мы не должны бегать при температуре ниже -20 ̊С. Тогда на градуснике было -23 ̊С, однако судьи решили устроить гонку. В итоге, тогда у меня замерзал затвор и к нему прилипала гильза, застревала там. Из-за этого у меня дважды была осечка.
— Что именно происходило?
— Гильза застревает, затвор не закрывается. Ты открываешь его обратно, и в этот момент у тебя выпадает уже следующий патрон. Пришлось дважды заряжать дополнительные.
— В победном для вас пасьюте в Раубичах вы чисто отработали на лежке, но на стойке допустили три промаха. Почему возникли такие проблемы?
— Лежа мне, кстати, везло — закрывались габариты. Еще один был и на стойке. Кстати, на первой было комфортно работать, но сама допустила ошибку, а на второй поднялся сильный ветер. Наверное, почти все это почувствовали, ведь допустили по два-три промаха.
«С чистой стрельбой, с моим нынешнем ходом, возможно, могла бы заехать в топ-30»
— В настоящий момент буквально все федерации активно работают над возвращением российских спортсменов на международные соревнования. Если бы вы прямо сейчас могли выступать на Кубке мира, в чем вам было бы необходимо прибавить?
— В первую очередь, в стрельбе. На предыдущем этапе КР в Демино у меня получалось быстро и точно работать на огневых рубежах. Необходимо закрепить этот результат. Также важнейшим фактором будет психология — все-таки на КМ она должна быть совсем иной. Наверное, поначалу мы будем отставать во многом, включая ход по дистанции. Нужно будет привыкать к скольжению, смазка будет другая. Но после завершения периода адаптации, думаю, будем бегать на равных.
— Ростовцев также отмечал, что в плане стрельбы российские спортсмены уступают иностранным конкурентам. При этом в первую очередь он отмечал разницу в скорострельности. Это правда такой важный фактор?
— Безусловно. Все же в биатлоне очень важно не только быстро бегать, но и стрелять. А в этом аспекте мы много проигрываем, в частности, во времени прохождения рубежа. Подход, уход — это все надо нарабатывать, чтобы было на автоматизме.
Что касается скорострельности, то для начала нужно поднять качество — каждый выстрел должен быть произведен правильно. Когда ты будешь стабильно попадать, тогда можно задуматься и над быстротой. Конечно, все это нужно оттачивать на тренировках, а уже когда придет уверенность, можно думать о том, как проводить на рубеже менее 30 секунд. У нас есть девчонки, которые уже сейчас очень хороши в этом плане. Нужно тянуться к ним.
— Представим, что вместо Раубичей вы бы поехали на этап Кубка мира в Нове-Место. На какие места вы смогли бы претендовать?
— Даже не знаю. С чистой стрельбой, с моим нынешнем ходом, возможно, могла бы заехать в топ-30. Может быть, даже взобраться повыше.
— Ростовцев уверен, что россияне прямо сейчас смогли бы бороться за топ-6…
— Несомненно, приятно, что в нас верят. Но как бы хорошо мы ни хотели выступить, все равно есть разница в уровнях, надо привыкнуть, обкататься там. И уже после этого все будет в порядке.
«Психологический настрой Натальи Терентьевой и Юлии Ступак мне импонирует»
— Около месяца назад российские лыжники Савелий Коростелев и Дарья Непряева были допущены на международные соревнования и уже успели блеснуть на «Тур де Ски». Следите за бывшими коллегами?
— Конечно, болеем за них, стараемся следить за новостями в соцсетях. Если время есть, то и посмотреть трансляцию гонки. Это здорово, что они получили такой шанс и будут бороться за медали на Олимпийских играх.
— Некоторые ожидали, что Коростелев и Непряева сходу будут рвать своих соперников, несмотря на длительное отсутствие соревновательной практики. Вы как оцениваете их результаты?
— Как достойные — особенно в дистанционных гонках. Да, спринт немного хромает. Возможно, сейчас в России другая подготовка, иные круги. Наверное, сама трасса у нас попроще, нежели в Европе. Когда я сама бегала на Кубках мира по лыжным гонкам, различие чувствовалось. Тем не менее, считаю, Коростелев и Непряева очень хорошо выглядят. Посмотрим, что будет на Олимпийских играх, как подготовятся.
— За нашими лыжниками вы следите, а за КМ по биатлону?
— Стараемся. Но время проведения гонок зачастую совпадает, поэтому не всегда получается. Все-таки у нас тоже старты, нужно восстанавливаться, проводить вторые тренировки, зачастую не удается посмотреть забег в прямом эфире. Но результаты мы видим, анализируем.
— Кого бы выделили из нынешних звезд?
— Нравится, как сейчас выглядят француженки, Доротея Вирер хорошо смотрится в этом сезоне. Безусловно, в основном наблюдаешь за лидерами, ведь нужно стремиться туда. Понимать, как бегут, как стреляют, ведь оказавшись там, именно с ними ты будешь бороться.
— Наверное, у каждого биатлониста есть человек, на которого он равнялся раньше. Например, Кирилл Бажин выделял Мартена Фуркада. А вы?
— Наверное, у меня такого нет. Начинала свою карьеру в лыжных гонках, поэтому в биатлоне как такового кумира у меня не было. Сейчас можно назвать ряд фамилий, которые служат примером для меня, заставляют равняться, пытаться что-то перенять.
— У кого бы вы хотели что-то почерпнуть в плане работы на огневых рубежах?
— На Кубке мира много кто стреляет быстро и точно. Пускай будет француженка Лу Жанмонно.
— Если в биатлоне нет кумира, возможно, кто-то особенно впечатлял в лыжных гонках?
— Наталья Терентьева, Юлия Ступак. Их психологический настрой мне очень импонирует — больше следила за ними, чем за какими-либо европейскими лыжницами.
— Помимо любимых спортсменов, наверняка есть и особо нравящиеся вам трассы. Какую бы выделили?
— Сочи. Наверное, в России это мое любимое место, если говорить про горы. Еще нравится Златоуст. В том сезоне он не сильно впечатлил меня, ведь я провела этап в постели из-за болезни. Но нравятся там и трасса, и атмосфера. То же самое могу сказать и о Раубичах. Здесь мне удается хорошо себя показывать.
— В феврале в Милане и Кортина-д’Ампеццо стартуют зимние Олимпийские игры. Наверное, у каждого человека есть особые воспоминания об этих соревнованиях. Какой у вас?
— Это был 2014 год, Сочи. Первые Олимпийские игры смотрела на маленьком квадратном телевизоре во время сборов — он стоял у сторожа в лагере. Конечно, тогда просто болели за Россию. Было неважно — лыжи, биатлон, фигурное катание, хоккей.
— Какой из успехов российских спортсменов на Олимпийских игр вам особенно запомнилась?
— Победа Александра Легкова в 50-километровом марафоне, мужской сборной по биатлону в эстафете. Да, сейчас эту медаль уже отобрали, но эмоции остались.
Фото: СБР
Сергей Стариков