• Поиск
  • Александр Дюков возглавил Российский футбольный союз в 2019 году. За время своего руководства он провел ряд реформ, направленных на развитие футбола в России, повышение уровня соревнований и поддержку молодых талантов.

    Под руководством Александра Дюкова была разработана стратегия развития футбола до 2030 года, которая включает модернизацию инфраструктуры, улучшение системы подготовки игроков и расширение участия женщин в футболе. Мы побеседовали с президентом РФС о перспективах отечественного футбола, пристально, с цифрами и деталями, посмотрели на то, чем занимается РФС каждый день, какие цели ставит перед собой, а главное – как развивается детско-юношеский футбол, наша надежда на будущее.

    – Александр Валерьевич, Вы шесть лет находитесь во главе российского футбола. Насколько сложно руководить самым популярным видом спорта и справляться с неизбежным давлением, ведь любое футбольное событие обсуждается миллионами людей?

    – Сказать, что руководить РФС легко, было бы неправдой. Говорить, что тяжело, стало бы попыткой пожаловаться. Любой крупной структурой руководить по-своему сложно. Тем более российский футбол, как вы справедливо отметили, привлекает очень много внимания и вызывает много эмоций у миллионов болельщиков. Но я работаю в футболе достаточно давно, привык к эмоциям вокруг футбольных событий, в том числе к негативным.

    Меня всегда мотивирует масштаб тех позитивных изменений, которые я могу произвести на своем посту. Эта же мотивация была у меня, когда я впервые выдвигался на пост президента РФС и затем продлевал свои полномочия. У российского футбола есть стратегия развития до 2030 года. Реализовать ее – сложная, амбициозная, но интересная задача. Над ее решением команда РФС и работает. В том числе для решения этой задачи мы начали несколько крупных проектов развития в российском футболе, которые уже дают ощутимый результат.

    – Какие направления развития особенно важны?

    – Как и в любом другом виде спорта, основа для развития всей футбольной индустрии закладывается на детско-юношеском уровне. От эффективности подготовки кадрового резерва зависит и профессиональный футбол, и, разумеется, сборные команды. Поэтому именно в детско-юношеском футболе мы в первую очередь и начали изменения. По большому счету, до 2019 года у нас не было единой системы регулярных детско-юношеских соревнований на уровне страны. Да, проводились отдельные турниры – иногда хорошего уровня, иногда не очень. В основном детско-юношеские команды играли в своих регионах, варились в одном и том же соку. Причем зачастую среди них были явные фавориты, как правило, команды академий профессиональных футбольных клубов, которые обыгрывали остальных в одну калитку. Ни победителям, ни проигравшим такие матчи особой пользы не приносили. Финальные соревнования, когда можно было сыграть с кем-то из другой части страны, проводились раз в год в течение пары недель. Очевидно, что этого недостаточно. Только регулярная практика и игры с равными соперниками позволяют юным футболистам расти и прогрессировать.

    – И что же РФС сделал, чтобы эту практику обеспечить?

    – Мы запустили Юношескую футбольную лигу. В ЮФЛ команды ведущих футбольных академий и спортшкол страны соревнуются на федеральном и межрегиональном уровнях в формате полноценного регулярного чемпионата. В ЮФЛ-1 и ЮФЛ-2 играют команды возраста до 18 и 17 лет соответственно. В 2022 году добавилась ЮФЛ-3 для футболистов до 16 лет. Есть также межрегиональные ЮФЛ для школ и академий в шести географических зонах – от Дальнего Востока до Северо-Запада.

    В этом сезоне в системе ЮФЛ уже 5 федеральных турниров в двух лигах и 14 турниров в 8 межрегиональных лигах. Это одно из крупнейших детско-юношеских соревнований в мире. Всего в них принимают участие 238 детско-юношеских команд из 58 регионов нашей страны. Играют почти шесть с половиной тысяч ребят в возрасте от 14 до 19 лет. За сезон у каждого – от 16 до 30 матчей. Проводятся также соревнования для девочек. Кроме того, отдельно еще действует Молодежная футбольная лига. Она – тот самый мостик между детско-юношеским и профессиональным футболом.

    ЮФЛ обеспечивает юным футболистам не только регулярную игровую практику, но и психологически готовит к взрослым соревнованиям. На игры ЮФЛ приходят болельщики, игроки дают послематчевые комментарии для СМИ. Все по-взрослому. Кроме того, очень важно, что эти регулярные соревнования способствуют развитию представителей практически всех футбольных профессий – судей, инспекторов, тренеров, футбольных менеджеров и т. д. Проведение матчей ЮФЛ требует и определенной подготовки спортивной инфраструктуры в регионах. Мы видим, что соревнования вызывают большой интерес, в том числе со стороны региональных властей. В ряде регионов именно губернаторы выступали инициаторами создания команд ЮФЛ. И мы им за это очень благодарны.

    – Можно говорить о каких-то конкретных результатах новой системы соревнований?

    – Запуская проект, мы хорошо понимали, что отдача не будет моментальной. Но спустя шесть лет уже можно уверенно говорить, что ЮФЛ существенно помогает развитию молодых талантов. Да, готовят их в клубных академиях, в спортшколах. Но система регулярных юношеских и молодежных соревнований помогает им прогрессировать, раскрываться и быстрее подходить к профессиональному уровню. Самые свежие примеры – Алексей Батраков и Матвей Кисляк, которые достаточно быстро от юношеских соревнований доросли до уровня Российской премьер-лиги и национальной сборной. Более того, на уровне РПЛ сегодня эти ребята, совсем еще молодые, показывают лидерские качества. Чуть раньше через ЮФЛ прошли Сергей Пиняев, Константин Тюкавин, Арсен Захарян, Руслан Литвинов, Ярослав Гладышев. В сентябре за сборную дебютировал Матвей Лукин. Вряд ли это случайность, когда около тридцати выпускников ЮФЛ успели сыграть за главную команду страны.

    – ЮФЛ – это соревнования для воспитанников академий и спортшкол. А вспоминается еще «Кожаный мяч» – знаменитый с советских времен детский футбольный турнир. Как он развивается в наши дни? 

    «Кожаный мяч» – это легендарный турнир для школьных и дворовых команд. Он был создан более 60 лет назад по инициативе нашего прославленного вратаря Льва Яшина. В советские годы в нем принимали участие миллионы школьников, его широко освещала пресса. Это один из уникальных брендов нашего футбола, который мы должны сохранять и развивать.

    Российский футбольный союз в партнерстве с Министерством спорта и Министерством просвещения в последние годы вернули «Кожаному мячу» статус главного массового футбольного турнира для школьников. В нем, как и в ЮФЛ, мы стараемся обеспечить принцип «равный играет с равным». Для этого запущены две вертикали соревнований – Школьная футбольная лига и Лига юных футболистов. В первой играют команды общеобразовательных школ, во второй – спортивных и частных футбольных школ.

    У турниров есть иерархия – внутришкольные, муниципальные, региональные и межрегиональные. Возраст участников – от 9 до 18 лет. В этой системе соревнований задействованы уже около 750 тысяч мальчиков и девочек. Масштаб, на мой взгляд, достойный. А финальный всероссийский турнир «Кожаного мяча» мы проводим в «Лужниках». Вот и в этом году в сентябре десятки детских команд со всей страны приезжали в Москву. Получился большой, красивый праздник для детей.

    – Мы правильно понимаем, что основная часть участников этих соревнований – обычные школьники?

    – Да, как я и сказал, ребята, которые занимаются в спортшколах, участвуют в отдельной ветке соревнований. А любительские команды из обычных школ играют на «Кожаном мяче» между собой. Кстати, эти команды формируются во многом благодаря нашему флагманскому проекту «Футбол в школе». По сути, «Кожаный мяч» это вершина проекта «Футбол в школе», его соревновательная составляющая.

    В целом же «Футбол в школе» не только турниры. Совместно с Министерством просвещения РФС разработал модуль «Футбол». Если раньше футбол на уроках физкультуры был представлен только в рамках раздела «спортивные игры» и ему уделяли не больше 5 часов в год, то теперь возможности школ расширись многократно. Там, где учебной программой предусмотрено три урока физкультуры в неделю, один из них может быть полностью посвящен футболу. В школах, где дети занимаются физкультурой дважды в неделю, уроки футбола могут быть сезонными. Например, осенью и весной.

    Кроме того, мы привлекаем детей к занятиям футболом в самых разных форматах. Проводим фестивали, на которых знакомим детей и их родителей и с самой игрой, и с футбольной индустрией в целом. Рассказываем о других профессиях, которые востребованы – юристах, финансистах, менеджерах, специалистах по маркетингу и работе со СМИ. Делаем это в максимально доступной, игровой форме. Викторины, новогодние елки, квизы, семейные мероприятия помогают вовлечь в футбол даже тех детей, кто не видит себя игроком или тренером.

    Сегодня «Футбол в школе» объединяет почти два миллиона детей и подростков из 6000 образовательных учреждений. Проект этот комплексный, ведь для его реализации нужно обучить самих преподавателей, обеспечить школы инвентарем. Более 8 тысяч педагогов получают методическую поддержку РФС. Регулярно проводим очные семинары в регионах, разработали электронный учебник. За четыре года в школы мы передали более 650 тысяч единиц различного инвентаря.

    «Футбол в школе» будет расширяться и дальше. Он играет большую роль в том числе для развития профессионального футбола, хотя это массовый проект для обычных школьников, большинство из которых не планирует связывать с футболом свою карьеру. Но так или иначе часть ребят, которые участвуют в этом проекте, выступают на «Кожаном мяче», могут заинтересовать академии, спортшколы. И могут в итоге попасть в большой футбол. А даже если не попадут сами, я уверен, многие отведут в будущем на занятия футболом уже своих детей.

    – Для развития футбола – и профессионального, и массового – очень важно развитие инфраструктуры. В России есть замечательные стадионы – наследие Чемпионата мира. Какие еще задачи вы видите в части развития футбольной инфраструктуры в России?

    – Давайте начнем не с планов, а с того, что уже сделано. Футбольный центр «Мацеста» после чемпионата мира-2018 пришел в запустение. Территорию даже планировали передать под жилую застройку. В 2022 году РФС выкупил базу, восстановил ее за собственный счет. Теперь в «Мацесте» снова футбольная жизнь – детско-юношеские соревнования, турниры, сборы. Этот центр будем развивать. Построим гостиницу вместимостью до 300 человек, с собственной столовой, тренажерным залом и зоной реабилитации. Еще один крупный проект в Сочи – национальный центр подготовки сборных команд. Ждем передачи земельных участков в собственность РФС. Поручение об этом дал Президент России.

    В Москве планируем строительство Национального центра по подготовке сборных команд со штаб-квартирой РФС. Сейчас в Нижних Мневниках практически завершены проектно-изыскательные работы. Помимо здания на 2200 человек будет четыре полноразмерных поля, из которых три – с натуральным гибридным газоном. На одном из полей установим систему VAR, чтобы тренировать судей. Ввод комплекса в эксплуатацию ожидаем в 2027 году.

    – Оказывает ли РФС поддержку регионам в плане развития инфраструктуры?

    – Безусловно. Например, с 2020 года РФС поставил в регионы 33 полноразмерных поля и более сотни полей меньшего размера. Наши возможности в этом плане, увы, ограничены. Но мы продолжаем точечно развивать инфраструктуру региональных центров. Например, в Ярославле сотрудничаем с клубом «Шинник». Здесь уложены два полноразмерных поля с искусственным покрытием последнего поколения. Установили освещение, закупили технику для обслуживания газона. Еще два поля отправили в Новокузнецк. Большой проект запустили в Дагестане, где совместно с Правительством Республики строим региональный центр. Четыре поля с искусственным покрытием, два – с натуральным, плюс административно-бытовой корпус.

    Еще в 2019 году одной из ключевых задач мы определили выстраивание регулярного взаимодействия с регионами при реализации проектов РФС. Тогда же подписали 73 соглашения с регионами, создали 61 рабочую группу из представителей высшей власти регионов, региональных федераций футбола и РФС. Это дало серьезный импульс развитию массового футбола, улучшило качество подготовки резерва. Мы смогли выстроить систему коммуникации, что значительно облегчает интеграцию проектов РФС на региональный уровень. В конце 2024 года мы определили список из 28 субъектов РФ, в которых футбол уже высоко развит, и перспективные регионы, которые могут вывести его на более качественный уровень. С ними подписываем новые соглашения о развитии футбола. Этот список не «закрытый». Мы готовы сотрудничать и с другими регионами, если с их стороны видим такое желание.

    Не так давно вы вошли в исполком Олимпийского комитета России. Но наш футбол давно не был представлен на Олимпиаде. Насколько эти соревнования важны сегодня в футбольном мире?

    – Футбол – один из немногих видов спорта, в котором победа на Олимпийских играх не является наивысшим достижением для спортсмена. Хотя, безусловно, этот турнир значимый и престижный. Мы будем прилагать все усилия, чтобы принять в нем участие. Помочь в этом должны в том числе наши проекты по развитию детско-юношеского футбола. Потому что в футбольном турнире Олимпийских игр участвуют, по сути, молодежные команды – каждой команде можно заявить только трех футболистов любого возраста, а остальные игроки должны быть не старше 23 лет. Для европейских сборных система отбора достаточно жесткая – нужно попасть в полуфинал молодежного Евро.

    Что касается исполкома Олимпийского комитета России, то приглашение принять участие в его работе я получил от министра спорта, председателя ОКР Михаила Владимировича Дегтярева. С удовольствием его принял. Диалог между представителями разных спортивных федераций очень важен. Мы обмениваемся опытом, делимся своими наработками с коллегами. Уверен, что наши подходы к развитию футбола могут быть востребованы и в других видах спорта. Мы всегда готовы делиться своими лучшими практиками и также с интересом изучаем опыт коллег из других федераций.

    И заключительный вопрос. Вы не раз говорили, что футбол – вид спорта номер один в России. Что вы вкладываете в эту формулировку?

    – Есть объективные показатели, которые это подтверждают. По итогам 2024 года футбол остается самым массовым видом спорта в нашей стране. Сейчас футболом в России систематически занимаются 3,5 миллиона человек. В течение ближайших пяти лет РФС планирует увеличить эту цифру до 8 миллионов человек. Мы хотим, чтобы футбол не только оставался спортом номер один, но и укреплял свои лидерские позиции.

    Президент Российской Федерации определил национальные цели в сфере спорта. К 2030 году 70% населения систематически должны заниматься физкультурой и спортом. И футбол вносит значимый вклад в достижение этого показателя.

    Лента новостей

    В РАЗДЕЛ
    Интервью 10 декабря 2025
    Илья Середюк: «Конкуренции с другими курортами Шерегеш не боится»
    Как развивается один из старейших горнолыжных комплексов страны, рассказал журналу «Команда России» губернатор Кемеровской области-Кузбасса Илья Середюк
    Лента новостей 9 декабря 2025
    Турнир «Большого шлема» по дзюдо в Токио / Фотогалерея

    Золотую награду команде России принёс Валерий Ендовицкий!

    Интервью 8 декабря 2025
    Рафаиль Аюкаев: «Когда попадали по сломанной руке, думал: «Как же больно!»

    Российский спортсмен победил на чемпионате Европы с серьёзной травмой.