О том, как это стало возможным, и как продвигается процесс возвращения россиян на международные старты в интервью Пресс-службе ОКР рассказал Владимир Сальников. Прославленный спортсмен много лет возглавлял национальную федерацию плавания, а после образования Федерации водных видов спорта России занял пост первого вице-президента. Также он на протяжении 12 лет входил в состав бюро World Aquatics.
Здравый смысл восторжествовал
— В прошлом году требования, выдвинутые международной федерацией и МОК, делали отбор на Игры по спортивному принципу невозможным, — говорит четырехкратный Олимпийский чемпион. — Теперь мы вернулись к тому, что было всегда. Чемпионат России имеет статус отборочного турнира на чемпионат мира. Этого я настойчиво добивался и в итоге здравый смысл восторжествовал.
— Что этому способствовало?
— Запрещать спортсменам выполнять нормативы на национальном уровне изначально было иррациональным решением. Мы соблюдаем все правила и регламенты, у нас есть квалифицированные судьи, официальный хронометраж, необходимый допинг-контроль. В итоге я выдвинул предложение, которое было принято World Aquatics. Сказал: «Если в чем-то сомневаетесь, присылайте наблюдателей, наши двери всегда открыты». Поэтому в Казань приедет представитель международной федерации, член техкома по плаванию. Пусть увидит своими глазами, что никаких нарушений у нас нет.
— Чего ждете от турнира?
— От прогнозов воздержусь. Самому интересно, как последние новости скажутся на пловцах и их результатах. Уверен, что лидеры позиций не сдадут. В целом настрой у спортсменов хороший. Эйфории нет, но есть понимание, что ситуация меняется.
— Чемпионат мира на короткой воде в декабре стал и для спортсменов, и для болельщиков глотком свежего воздуха. Удастся ли так же проявить себя на летнем чемпионате мира в Сингапуре?
— Мы всегда надеемся на лучшее. Думаю, в Сингапур поедет сильная команда. Насколько знаю, планируется использовать всю квоту, выделенную международной федерацией при условии выполнения нормативов, а это примерно в полтора раза больше спортсменов, чем было в Будапеште. С другой стороны, конечно, длинная вода — это совсем другая история, иной расклад сил.
Желаю успехов Кирсти Ковентри
— На днях стало известно, что российские спортсмены вновь выступят на престижной европейской серии коммерческих стартов Mare Nostrum.
— Да, Mare Nostrum по традиции проходит в Монако, испанской Барселоне и французском Кане-эн-Руссийоне. Чем привлекают эти турниры? Возможностью сделать контрольный старт перед главными турнирами сезона без какой-либо психологической нагрузки и лишней ответственности за результат. Поэтому в них принимают участие многие ведущие пловцы.
— Если не ошибаюсь, изюминкой серии всегда был прием у князя Монако?
— Да, я и сам не раз бывал на этих вечерах. Князь Альбер II сам был олимпийским атлетом, и его жена Шарлин — известная в прошлом пловчиха, поэтому в Монако очень внимательно относятся к спорту.
— Еще одна бывшая пловчиха Кирсти Ковентри избрана новым президентом МОК. Порадовались за нее?
— Конечно! Мы лично знакомы, не раз встречались на различных турнирах. Она приезжала на чемпионаты мира в качестве члена МОК, мы вместе награждали победителей Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Ковентри сама прошла трудный путь до олимпийского золота, а значит, может смотреть на текущую ситуацию иным взглядом, нежели некоторые чиновники. В любом случае желаю ей успехов.
Все сложные вопросы решаем через диалог
— Что можно сказать про международное направление работы федерации в целом?
— Сейчас работаем над расширением международного календаря. Да, по-прежнему есть ограничение на использование национальной символики: гимна, флага и так далее. Но этот список, составленный международной федерацией, прошел уже три редакции, каждый раз в сторону смягчения. Сначала это называлось «требованиями», теперь уже «рекомендациями».
— Как обстоят дела с получением нейтральных статусов?
— Однозначных отказов у нас не было, были вопросы, связанные с анализом социальных сетей спортсменов. Сейчас у международной федерации есть особый независимый орган — Integrity Unit, который проводит собственную оценку заявок на соответствие выдвинутым критериям нейтральности. Все сложные вопросы решаем через постоянный диалог.
— При этом до европейских соревнований мы по-прежнему не допущены ни в каком виде, почему так происходит?
— Да, с европейской федерацией процесс сближения пока идет медленно. Есть четко очерченный круг стран, которые категорически против нашего возвращения даже на условиях World Aquatics. У меня недавно была встреча с главой European Aquatics Антонио Сильвой. Ожидаем, что в ближайшее время будут приняты решения, которые позволят нашим атлетам выступать и на континентальных соревнованиях. Отмечу, что пока речь идет только о юниорах. Большие сложности с водным поло — во-первых, это командный вид, во-вторых, сетки всевозможных турниров давно сверстаны, и просто так вписаться туда невозможно.
— Какие есть аргументы в диалоге с европейской федерацией?
— То, что Россия всегда была заметной силой в водных видах спорта, надежным партнером международных федераций и организатором крупных турниров. Другое дело, что у спортивной общественности может быть один настрой, а у политиков — совсем другой. Поэтому возникают проблемы, например, с въездными визами. У ватерпольной команды в прошлом году сорвался сбор в Испании, где нас уже ждали, были куплены билеты, забронирована гостиницы. Такие моменты, конечно, огорчают.