На текущей неделе Международная федерация лыжных видов спорта (FIS) выдала первый нейтральный статус представителям российского сноуборда – его получила чемпионка страны в параллельном слаломе Мария Травиничева. Теперь ей предстоит побороться за олимпийскую лицензию.
Мы встретились с руководителем национальной федерации Денисом Тихомировым, который рассказал, когда состоится дебют Травиничевой, каким будет новый сезон в российском сноуборде и какие новые направления в нем развиваются.
– После решения CAS наша Ассоциация лыжных видов спорта находится в постоянном диалоге с FIS, – отметил Тихомиров. – Мы изначально предложили кандидатуру Травиничевой, потому что параллельный слалом-гигант – основной вид олимпийской программы, где можно претендовать на медали, а Мария находится в хорошей форме. Надеемся на расширение списка, поскольку в сноуборде много дисциплин, и всего мы предложили порядка 30 кандидатур в качестве нейтральных атлетов.
– Понятно, когда Травиничева начнет отбор на Игры?
– Прежде всего, ей нужно решить технические вопросы – с визами и так далее. Плюс у нас нельзя просто заявиться на Кубок мира, не имея зачетных очков FIS, которых у Марии нет. Поэтому в январе, если все сложится, надо проехаться по стартам более низкого уровня, этапам Кубка Европы. Постараться оперативно набрать нужные баллы. Травиничева – сильная спортсменка, считаю, все в ее руках.
– Состав национальной сборной сильно изменился за те три сезона, что мы не имели возможности выступать на мировой арене?
– В параллельных дисциплинах команда, конечно, омолодилась, особенно у девушек. Но вместе с тем вернулась в строй после рождения ребенка чемпионка мира София Надыршина – а ведь ей только 22. Она уже попадала на пьедестал Кубка России в новом сезоне и будет только прибавлять. У мужчин в строю и трехкратный чемпион мира Дмитрий Логинов, и Андрей Соболев. Не исключаю, что и Вик Уайлд, который не раз показывал, как может собираться на Олимпийские игры, решит возобновить карьеру (улыбается). В конце концов, 52-летняя Клаудия Риглер до сих пор выступает и входит в мировую элиту. Что касается других дисциплин, в борд-кроссе, например, все ветераны продолжают кататься. А в биг-эйре у нас молодая команда во главе с Ярославом Линчевским – надеемся на него, но могут выстрелить и другие ребята.
– Какие планы у тех спортсменов, кто пока не получил право вернуться на международные соревнования?
– Зима в нынешнем году непредсказуемая, но мы героическими усилиями провели стартовые этапы Кубка России, в том числе и в олимпийских дисциплинах. Календарь насыщенный, в каждом направлении хватает событий. Плюс трансляции с хорошей картинкой, графикой, медиасопровождением в соцсетях. Из нового – мы активно развиваем массовый сноуборд. Считаю, наш вид спорта давно стал в России народным – он входит в топ-3 по упоминаниям среди зимних. Уже второй сезон проводим любительские старты, их целая серия, и в нынешнем попробовали их совместить с профессиональными гонками. Первый опыт был в борд-кроссе в Лабытнанги, я уверен, что у этой идеи большое будущее.
– Какие еще появляются форматы?
– Нам удалось выделить в отдельную дисциплину (и официально закрепить это приказом Минспорта) «скольжение по перилам» – то, что на сленге сноубордистов называется «джиббинг». Этот формат, где нужно демонстрировать трюки на различных перилах, рельсах, коробках, позволяет в том числе проводить старты в городских условиях, что открывает организаторам новые возможности. И отмечу, что у нас хорошо развивается фиджитал-сноуборд, где мы совмещаем реальные заезды с симулятором. Недавно представляли это направление на форуме «Россия – спортивная держава» в Самаре.
– У нас всегда были хорошие традиции проведения международных стартов – всем памятны турниры по биг-эйру у главного корпуса МГУ и по параллельному слалому на Воробьевых горах, собиравшие мировых звезд.
– Традиции никуда не делись, просто по понятным причинам сейчас мы приглашаем на старты только наших друзей. В прошлом сезоне к нам приезжали спортсмены из Казахстана, Ирана, Китая, Японии. Международное сотрудничество продолжается, в любой момент готовы вновь проводить этапы Кубка мира и в Москве, и на курорте «Озеро Банное» под Магнитогорском, и в Красноярске, и в других местах.
– Сразу несколько дисциплин провели предсезонные сборы в Китае – тоже в рамках этого сотрудничества?
– Да, но тут мы подходим к главной, на мой взгляд, проблеме российского сноуборда. О которой я говорю уже много лет. Мы летом ездим на заграничные сборы, при этом собственной базы для круглогодичной подготовки у нас нет. Появление такого объекта с хорошей инфраструктурой и возможностью проделывать большие объемы работы дало бы нам заметное преимущество. Посмотрите, французы, тренирующиеся дома, сейчас доминируют в борд-кроссе, причем появляются все новые и новые имена. А у нас готовиться негде – при том, что есть, к примеру, слабо освоенный с точки зрения туристической инфраструктуры северный склон Эльбруса, неподалеку от которого есть шикарная федеральная спортивная база в Кисловодске. Если этот проект проработать, можно там сделать тренировочный центр. Он способен дать толчок развитию нее только спорта, но и туризма. В качестве альтернативы можно рассмотреть и Алтай.
Антон Бабошин, пресс-служба ОКР