• Поиск
  • Листай влево

    Советские велосипедисты на Олимпийских играх-1980 заняли первое место в медальном зачете, завоевав три золотые, одну серебряную и две бронзовые награды. Главными героями московских соревнований стали спортсмены, выступавшие в командной и групповой шоссейных гонках. В обеих дисциплинах после домашних Игр отечественные велосипедисты на верхнюю ступень пьедестала больше не поднимались ни разу.

    Эпицентром велоспорта на Олимпийских играх-1980 стал московский район Крылатское. Там располагался велотрек, на котором были разыграны четыре комплекта наград, а также сложнейшая, но столь любимая всеми трасса, принимавшая групповую гонку протяженностью 189 километров.

    А вот сильнейших в командной гонке на 101 км выявляли на автомобильной дороге Москва — Минск. Старт был дан в районе 23 километра шоссе, после чего спортсмены проехали 50 км в сторону Белоруссии и, развернувшись, преодолели аналогичное расстояние в обратном направлении.

    Пожалуй, наибольшую дистанцию на Олимпийских играх 1980 года преодолел Анатолий Яркин. Советский спортсмен выступил в обеих дисциплинах, проехав таким образом 290 км!

    Победу в групповой гонке праздновал многократный триумфатор престижных веломногодневок Сергей Сухорученков. Яркин финишировал шестым, уступив лидеру больше восьми минут. Что касается командных соревнований, то в них не было равных сборной СССР в составе Юрия Каширина, Олега Логвина, Сергея Шелпакова и Анатолия Яркина. Советские гонщики опередили ближайших преследователей из ГДР на 1.32,5 секунды!

    РИА Новости / Юрий Абрамочкин

    — К Олимпийским играм мы готовились в городе Калинине, ныне Твери, где прошло несколько контрольных гонок, — рассказал в интервью Службе информации ОКР Олимпийский чемпион по велоспорту Анатолий Яркин. – Затем переместились в Подмосковье. Все-таки на олимпийские трассы оттуда было добираться удобнее.

    — Получается, вы успели опробовать оба маршрута?

    — Понемножку были знакомы с обоими объектами Игр-1980. В 1979 году на шоссе Москва-Минск проходила Спартакиада народов СССР, но немного в другом формате: вместо одного «кольца» мы преодолели два круга. Что касается трассы в Крылатском, то мы успели опробовать ее в предолимпийский год: проводили там соревнования и тренировки.

    На одном из этих стартов, Кубке СССР, я потерял почти 5 килограммов — настолько было тяжело. Но это дало хороший толчок для дальнейших побед. Как говорят велогонщики: «пошла нога». Пробил «пробку» и стал ехать быстрее и дальше.

    РИА Новости / Юрий Абрамочкин

    — Трассу в Крылатском гонщики полюбили за сложность. Насколько тяжело было на ней выступать?

    — Она была очень коварная и не прощала неподготовленности. Для успешного выступления в Крылатском нужно иметь отличную форму, потому что проехать по этой трассе один хороший круг достаточно просто. Но если ехать долго и быстро, «пупочки» (перепады высотС.Т.) отбирают много сил. Времени на восстановление не хватает, и тебя буквально «вырубает».

    — В ближайшее время Москва может лишиться этой частицы олимпийского наследия.

    — При должном уходе трасса способна достойно принять и Олимпийские игры 2080 года. Она будет актуальна всегда, нужно только асфальт поменять. Ее ни в коем случае нельзя сносить. Реконструкция – вот выход. Изолировать полотно от пешеходов, сделать надземные переходы, чтобы велосипедисты могли тренироваться «в боевом режиме», не снижая скорости. Нам ведь нужны рекорды, а для этого российский велоспорт должен развиваться.

    — В Крылатском можно проводить международные соревнования?

    — До сих пор не понимаю, почему там не проходит, например, этап Кубка мира. Получается, что одна из лучших и уникальных трасс мира простаивает. В столь сложной ситуации тот же августовский чемпионат России по велоспорту на шоссе можно было бы провести не в Самаре, а в Москве. Тем более в год 40-летия Олимпийских игр.

    — Вернемся в 1980 год. Сложно было проехать за одни Игры почти 300 километров?

    — Первая гонка состоялась 20 июля, а вторая — 8 днями позже. За неделю мы успели отдохнуть и восстановиться. Более того, 25-го числа проделали огромный объем тренировочной работы непосредственно на трассе в Крылатском, чтобы вернуть тонус.

    — Следили за ходом командной гонки?

    — По ходу дистанции слышал подсказки болельщиков, стоявших вдоль трассы: «сорок пять, плюс сорок пять». Когда финишировали, из толпы зрителей ко мне попытался прорваться человек. Естественно, милиционеры его не пустили. Но потом я услышал знакомый голос, увидел лицо и понял, что это мой хороший товарищ из Тольятти Олег Тарасов. Пришлось вмешаться.

    Когда ситуацию удалось утрясти, Олег спрашивает: «Ну как?» Ответил, что ему лучше знать. «2 минуты 20 секунд выигрывали за 25 километров до финиша», — сказал он. Сразу понял, что будем первыми, ведь последнюю часть дистанции прошли очень хорошо, существенно прибавив темп. Немцы бы нас никак не догнали.

    — Что можно назвать главным слагаемым вашего успеха?

    — Командную работу. Мы шли очень технично, ровно, не «гуляли» по шоссе и не «дергали» соперников. Сразу набрали максимальную скорость и держали ее до самого финиша. Секунда, выигранная на каждом километре дистанции, в конце гонки превращается в полторы минуты. Вот тебе и результат.

    — В наши дни велоспорт стал крайне технологичной дисциплиной. Расскажете о своем инвентаре?

    — За 40 лет технологии сильно шагнули вперед. У нас были хромомолибденовые или металлические рамы, алюминиевые спицы и обода. «Лежачие» рули в те годы еще не использовались, да и комбинезоны только вошли в моду.

    — Как боролись с обезвоживанием?

    — Перед командной гонкой прошел дождь, поэтому во время заезда было достаточно прохладно. Благодаря этому мне хватило одного бачка с водой. В жаркую погоду пришлось бы две фляжечки брать, потому что получить их от технички невозможно: мы находимся в низкой посадке от начала и до конца дистанции, чтобы не портить аэродинамику. Примерно за 25 километров до финиша питание во фляжке закончилось, и я ее выкинул, чтобы не мешалась.

    ТАСС / Юрий Белинский

    — Удалось посетить церемонию открытия или закрытия?

    — Было не до открытия, поскольку на следующий день нам предстояло выйти на старт. Тем более, что велосипедистов разместили за городом, в санатории «Полет» на Минском шоссе. На закрытие также не пошли, хоть и жили к тому моменту в Олимпийской деревне. Смотрели по телевизору и в момент кульминации церемонии выскочили на улицу, чтобы увидеть прожектора стадиона «Лужники» и Мишку, улетающего в небо.

    Вообще на Играх-80 нам жилось очень комфортно: столовая работала круглосуточно, за каждой командой закреплен автобус, готовый в любой момент отвезти нас, куда потребуется.

    — По Москве успели погулять?

    — После Игр-80 мы почему-то стали очень популярны. Только и успевали менять пиджаки, забегать на перекус в столовую и тренироваться между посещениями различных мероприятий.

    Не прошла мимо нас смерть Владимира Высоцкого. Он скончался 25 июля, когда мы тренировались. В день похорон мы были на гонке, но знакомые рассказывали, что на Таганской площади было не протолкнуться.

    — С Юрием Кашириным, Олегом Логвиным и Сергеем Шелпаковым общаетесь?

    — Естественно. В день нашей победы созвонились, пообщались. На днях набрал Сергею Сухорученкову и Юрию Баринову, ставшему третьим в групповой гонке. Приглашал их на августовский чемпионат России в Самару — заодно заехали бы потом ко мне в Тольятти. Сухорученкова прихватил радикулит, а вот Баринов обещал заглянуть в гости.

    — Победную гонку пересматривали?

    — Раньше видео этого заезда не было, но сейчас в социальных сетях друзья присылают записи разных интересных гонок, в том числе и с Игр-80. Хорошо помню один из эпизодов, запечатленный оператором с обочины дороги: я как раз вышел на заключительную смену (возглавил группу советских велогонщиков, разрезая перед ними набегающие потоки воздухаС.Т.), и мы во весь опор гнали на финиш, зная, что лидируем. Было очень приятно вспомнить этот отрезочек.

    — Какой главный сувенир привезли с Олимпийских игр?

    — Фотографии. Правда, как-то раз Спорткомитет Тольятти взял их у меня для публикации в одной из газет. Так они и пропали. Но благодаря интернету мне удается потихоньку пополнять копилочку воспоминаний.

    Савва Тимофеев, Служба информации ОКР

    Лента новостей

    В РАЗДЕЛ
    Лента новостей 26 декабря 2024
    Дарья Качанова: «С допуском на международную арену борьба внутри страны обострится»

    На чемпионате России по конькобежному спорту на отдельных дистанциях, состоявшемся в Коломне с 19 по 22 декабря, наибольшее количество золотых наград — четыре — завоевала Дарья Качанова. 

    Лента новостей 24 декабря 2024
    Ольга Брусникина: «Российские синхронистки готовы ворваться в международный соревновательный пул»

    Вице-президент Федерации водных видов спорта России (ФВВСР) Ольга Брусникина прокомментировала для Службы информации ОКР решение World Aquatics смягчить правила допуска российских спортсменов на международные старты. Трёхкратная Олимпийская чемпионка также поделилась впечатлениями о состоявшихся в Москве с 17 по 21 декабря соревнованиях по синхронному плаванию «Кубок Федерации» с участием спортсменов из России, Беларуси, Казахстана и Узбекистана.

    Лента новостей 24 декабря 2024
    Александр Энберт: «Мишина и Галлямов закрепили за собой статус лидеров парного катания»

    Чемпионат России по фигурному катанию сезона 2024/2025 прошёл с 19 по 22 декабря в Омске. Его итоги Служба информации ОКР обсудила с серебряным призером Олимпийских игр 2018 года в командном турнире Александром Энбертом.