В интервью Службе информации ОКР исполнительный директор Союза конькобежцев России (СКР) Варвара Барышева рассказала о ближайших задачах, стоящих перед командой, тестовых мероприятиях в Пекине и дополнительных сложностях, обусловленных пандемией.
– Пока всё идет по плану. Правда, с уже ставшими привычными для нас изменениями, связанными с эпидемиологической обстановкой. К сожалению, мы не смогли выехать в традиционные для данного периода места для проведения сборов конькобежцев. Речь о высокогорной базе во французских Пиренеях, а также об Инцеле в баварских Альпах, – рассказала Варвара Барышева. – Небольшую замену мы смогли предоставить группе Павла Абраткевича, которая сейчас находится на сборе в высокогорном Эрзуруме (Турция).
Остальные предпочли готовиться к сезону в Коломне, которая является опорным пунктом подготовки сборных. С прошлого сезона она стала и одной из баз для команды по шорт-треку. Внутри конькобежного центра «Коломна» находится один из немногих адаптированных под шорт-трек катков с системой подвижных матов, позволяющих безопасно проводить тренировки.
Кроме того, группа спортсменов, специализирующаяся на длинных дистанциях и работающих под руководством Виктора Сивкова, второй подряд сбор проводит в Иркутске на новой арене «Байкал». Она была открыта год назад, весной на этом катке проходил чемпионат России и сейчас он стал одним из мест подготовки команды к Олимпийским играм. Особенно с учетом того, что Иркутск и Пекин находятся в одном часовом поясе.

– Когда пройдут первые официальные старты?
– В шорт-треке это будет Кубок СКР. Он начинается 15 сентября и является отборочным для формирования команды на этапы Кубка мира в Азии и Северной Америке. У конькобежцев времени чуть больше – их первым стартом станет чемпионат России на отдельных дистанциях 27-31 октября.
– В шорт-треке 21-24 октября запланирован тестовый предолимпийский турнир в Пекине – этап Кубка мира. У конькобежцев ничего подобного в календаре нет – только международные соревнования 8-10 октября.
– Да, действительно. Они значатся как тестовые, но это не этап Кубка мира, как в случае с шорт-треком. Регламент Международного союза конькобежцев требует, чтобы на олимпийском объекте был проведен какой-либо старт. Но статус этих соревнований не обязывает ни одну из стран принимать в них участие. Поэтому, учитывая эпидемиологическую обстановку и сложность в организации мероприятий за границей, наши конькобежцы не планируют принимать участие в этих международных соревнованиях в Пекине.
– В начале декабря у конькобежцев два этапа Кубка мира пройдут в США и Канаде. Они станут еще и отборочными турнирами к Играм в Пекине. Как планируете попадать в Северную Америку, с учетом трудности в оформлении виз?
– Это один из наших важных административных вопросов. И мы, естественно, занимаемся им в полной мере уже сейчас. Определенные сложности есть, стараемся их преодолеть. Получили поддержку американской национальной федерации, которая готова содействовать. Надеемся, что сможем решить визовые вопросы. Катки в Солт-Лейк-Сити и Калгари – одни из самых быстрых. И выступления на них будут иметь решающее значение с точки зрения завоевания олимпийских лицензий.

– Как в целом будет проходить отбор на Игры в Пекин?
– С точки зрения календаря мы находимся в контакте с Международным союзом конькобежцев и надеемся, что все мероприятия, которые обозначены в планах, состоятся. А визовые вопросы не помешают нашей команде принять участие во всех этапах Кубка мира. Отбор будет достаточно жесткий, в том числе внутри сборной. Олимпийские квоты ограничены – максимум в Пекин смогут поехать по 9 спортсменов у мужчин и у женщин. В шорт-треке численность олимпийской команды составит 5+5 – также при условии завоевания максимальных квот. Конкуренция внутри страны высокая, что радует – это является залогом успеха и на международной арене.
– Сезон, по сути, и начнется с внутреннего отбора?
– И в шорт-треке, и у конькобежцев отбор многоступенчатый. Одним из важнейших его этапов станет уже упомянутый Кубок СКР, на котором определится расширенный состав команды по шорт-треку.
По схожей схеме будет происходить отбор у конькобежцев. Начиная с чемпионата России, и далее на этапах Кубка мира будем смотреть на результаты наших спортсменов дабы определить те дистанции, которые для нас приоритетны. Окончательно олимпийская команда, думаю, будет сформирована в начале следующего года. 7-9 января в Херенвене состоится чемпионат Европы на отдельных дистанциях, программа которого отчасти будет повторять олимпийскую. Туда, в Нидерланды, сборная отправится на 90 процентов в том же составе, который поедет на Игры в Пекин.

– В каком состоянии находятся лидеры? Будет ли претендовать на попадание в основной состав Денис Юсков, пропустивший, по сути, весь прошлый сезон?
– Денис тренируется в составе спринтерской группы под руководством Дмитрия Дорофеева. Он полностью восстановился от травмы, беспокоившей его в прошлом сезоне. Подготовка проходит без срывов. Не только у Юскова, но и у остальных лидеров.
– В тренерском штабе изменений в олимпийский сезон делать не стали?
– Подготовка сборной сконцентрирована на потенциальных участниках Олимпийских игр. Поэтому у нас была возможность сформировать команду так называемых нео-синьоров – спортсменов, которые проводят первые сезоны на взрослом уровне и являются ближайшим резервом. Для работы с ними был приглашен Вадим Александрович Саютин. В остальном никаких изменений действительно не произошло. Основной состав готовится под руководством тех же тренеров, что и в прошлом сезоне.
– Как обстоит дело с вакцинацией против коронавируса в команде?
– К сожалению, большое количество спортсменов и персонала переболели в прошлом сезоне. Несмотря на это, многие, хотя и не все, уже вакцинировались. Ждем информации от МОК и Международного союза конькобежцев по поводу требований на Играх в Пекине. У нас всё проходило добровольно. Врачи команды проводили беседы со спортсменами и персоналом, объясняли, в какой период желательно вакцинироваться. Все взрослые люди, сформировавшиеся личности, поэтому это был выбор каждого – вакцинироваться или нет. Возможно, кто-то пройдет эту процедуру чуть позднее, чтобы полученные антитела сохранились до Олимпийских игр.
– Каковы задачи команды на сезон?
– Первое – завоевать максимальные квоты на Игры в Пекин. В обоих видах конькобежного спорта есть командные дисциплины, и максимальные квоты дают нам возможности варьировать состав и иметь пусть небольшой, но крайне важный резерв запасных.
Ну а далее, естественно, все наши мысли и планы связаны с олимпийскими медалями. В феврале 2022-го наши лидеры должны подтвердить свои позиции. Рассчитываем на это и на то, что предолимпийская подготовка пройдет без срывов, травм и болезней.
Илья Зубко, Служба информации ОКР