Всегда тяжело подбирать слова, когда уходят великие. Те, кто вписал себя в историю так, что никто и никогда из нее уже не вычеркнет. Мы открываем рубрику «Чтобы помнили», где будем рассказывать о тех, кого уже нет с нами.
Накануне не стало прославленного гимнаста Александра Дитятина. Единственного в своем виде спорта, кто выигрывал восемь медалей за одни Олимпийские игры. 45 лет назад в Москве ленинградский паренек поднимался на пьедестал во всех видах программы, предусмотренных календарем. Даже выйти в восемь финалов – уже невероятное достижение. Сейчас есть гимнасты, специализирующиеся на каком-то одном снаряде, а Дитятин в каждом был в тройке лучших в мире! Такого не было до этого и вряд ли повторится в обозримом будущем.
Многие именитые спортсмены по характеру бунтари, ниспровергатели канонов, рок-звезды. Дитятина не отнесешь к этой когорте. Но и он во многом выбивался из общего ряда. Пришел в спортивную секцию в девять лет. Всю карьеру работал с одним тренером – Анатолием Ярмовским.
– Мы отлично друг друга дополняли: я взрывной по характеру, Ярмовский уравновешенный, спокойный, – вспоминал Дитятин в одном из интервью. – У нас с Анатолием Григорьевичем было полное взаимопонимание, можно даже сказать родство душ. Хотя ситуация, при которой тренер сам отдает своего спортсмена более квалифицированному наставнику, потому что видит свой «потолок», в гимнастике не редкость.
При этом Дитятин еще и телосложения был совсем не гимнастического. Слишком высокий (180 см) и худой для этого вида спорта. Но уже через шесть лет после того как юный Саша впервые оказался в зале, он выиграл юношеское первенство СССР и попал в сборную. То, что многие считали недостатками, спортсмен обратил себе на пользу. Все, кто видел Дитятина на помосте, отмечали плавность и артистичность его выступлений.
– Изначально «наука», просчитывая меня в возрасте 10-11 лет, сказала, что гимнастом никогда не буду, – говорил Дитятин «Матч ТВ». – Затем, уже в сборной, другая «наука» считала меня нестабильным, хотя на каждом старте доказывал обратное. Эту «науку» слушал старший тренер сборной и не всегда ставил меня в состав.
Тем не менее, в 18 лет таланта взяли на Олимпийские игры в Монреаль, откуда он привез два серебра. За следующие четыре года, несмотря на ряд серьезных травм, Дитятин превратился в лидера сборной СССР. И на домашних Играх наступил его звездный час. Помимо восьми медалей, он также стал первым мужчиной-гимнастом, получившим наивысший балл – «десятку» в опорном прыжке.
Любопытно, что именно Москва стала для Дитятина своеобразным «местом силы» – здесь же он взял три золота чемпионата мира год спустя. А вот жизненный его путь был неразрывно связан с Петербургом. И с гимнастикой – закончив карьеру спортсмена, он долгие годы тренировал, и даже уйдя в неспокойные 90-е на другое поприще. В итоге вернулся. В городе на Неве почти 20 лет проводился его именной турнир.
– Дитятин – человек с большой буквы и спортсмен, на которого я равнялся с детства, – говорит олимпийский чемпион Артур Далалоян. – С ранних лет я выступал на турнире на призы Александра Николаевича в Петербурге – там мы и познакомились. Он очень светлый, добрый и отзывчивый человек. Не просто приходил на соревнования – поддерживал участников, что-то подсказывал. Я видел много записей его программ – Дитятин всегда отличался безупречной точностью и элегантностью исполнения. Для меня он был примером.
И не только для Далалояна. С 2004 года Александр Николаевич Дитятин был включен в Международный зал гимнастической славы. Международная федерация рассматривает возможность почтить его память на стартующем в воскресенье чемпионате мира. И очень символично, что на турнире в Индонезии после длительной паузы выступят российские спортсмены…