— В Москве не проводились соревнования отдельно в «трудности», так что о том, что вы будете в ней лучшей по итогам сезона, было известно уже давно. В двоеборье же вы завоевали Большой Кубок благодаря победе в ЛФК ЦСКА. Настраивались на «дубль»?
— В первую очередь хотелось выложиться по максимуму и получить удовольствие. Это удалось сполна. Мой уровень растет, что радует больше всего.
В приоритете в этом сезоне была победа в чемпионате России, поскольку в последние годы мне не удавалось его выиграть. В июне в Перми стала чемпионкой страны в «трудности». В двоеборье же была в апреле в Москве второй, чем тоже осталась довольна. Поэтому, считаю, что я молодец (смеется)!
— Судя по коллекции титулов, ваша «коронка» — это «трудность». Именно в ней вы выиграли в 2013 году чемпионат Европы, четыре раза завоевывали золото чемпионата России.
— С детства уделяла основное внимание этой дисциплине. Боулдеринг осваивала позже. Поскольку я маленькая ростом, считалось, что он для меня травмоопасен. После Олимпийских игр в Токио эти дисциплины свели в двоеборье.
— Они ведь ближе друг к другу, чем лазание на скорость, которое теперь выделили в отдельную Олимпийскую дисциплину. Какие у вас отношения с этой разновидностью скалолазания?
— Соревновалась в ней нечасто, но весьма успешно. Свою первую победу на взрослом уровне одержала как раз в «скорости». Кажется, это было в 2008 году на Кубке страны.
— Вы родились в Салавате, а росли в небольшом городе Губкинский в Ямало-Ненецком автономном округе. Родители были, наверное, заняты в газодобывающей промышленности?
— Мама работает в «Газпроме». Отец же погиб, когда мне было шесть лет, так что меня воспитывал отчим. В июне он ушел из жизни, через два дня после того, как поздравил меня с победой на чемпионате России.
— Как получилось, что Вы стали заниматься скалолазанием?
— В Губкинском до сих пор нет ни хоккея, ни легкой атлетики. Спортом номер один было именно скалолазание, которое продвигал тренер-энтузиаст Вячеслав Борисович Ляшев, в прошлом альпинист.
С пяти лет я занималась акробатикой. Выступала на разных мероприятиях с показательными номерами в связках — двойке и тройке. Как-то на открытии спортивного зала, когда мне было лет одиннадцать, увидела выступление скалолазов. Удивилась, как они быстро карабкаются по стене и совсем не боятся. Сказала родственнице, что хотела бы попробовать, а та, как выяснилось, уже занималась в секции скалолазания. В итоге она взяла меня с собой на тренировку.
— Продолжаете работать с Ляшевым?
— С ним мы разрабатываем планы, я слушаю его рекомендации, на что следует обратить внимание, но каждодневно со мной занимается другой тренер — Евгений Александрович Зазулин.
Ляшев по-прежнему тренирует детей в Губкинском, я же на Севере бываю нечасто. То сборы, то соревнования. Живу в Калининграде, куда с детства ездила с Вячеславом Борисовичем, потому что там был прекрасный скалодром. Пару лет назад, кстати, построили новый, еще лучше. Тренируюсь то там, то в Москве, то в Санкт-Петербурге.
— Где черпаете мотивацию в отсутствие международных стартов?
— Не понимаю, как она может пропасть, если занимаешься любимым делом! Мне не нужно прилагать усилия, чтобы делать то, что мне нравится. В противном случае надо просто заканчивать.
— Есть еще финансовый стимул…
— Это точно не самое главное.
— Какие у Вас планы?
— Выиграть Олимпийские игры!
— Но в Париже в будущем году российское скалолазание едва ли будет представлено.
— Значит, будем побеждать в другой раз. Не собираюсь заканчивать со спортом. Хочу и в 40 лет выиграть чемпионат России, чтобы сделать коллаж из фотографий: время идет, а я остаюсь на первом месте.
— И как к таким планам относится ваш спутник жизни?
— Мой молодой человек — это мой тренер. Так что у меня хорошая команда, которая во всем поддерживает. Я же, в свою очередь, считаю Евгения самым лучшим тренером на свете!
Обладателями Больших Кубков также стали: у женщин — Елизавета Иванова («скорость») и Елена Красовская (боулдеринг); у мужчин — Дмитрий Факирьянов («трудность), Лев Рудацкий («скорость»), Вадим Тимонов (боулдеринг) и Сергей Скородумов (двоеборье).