— Российские «летающие лыжники» проводят почти два месяца в Нижнем Тагиле. После Спартакиады сильнейших там состоялись Кубок медной горы и чемпионат России, теперь проходит финал Кубка страны.
— С одной стороны спортсмены действительно морально подустали от длительного пребывания в одном месте, но не все могут позволить себе частые переезды.
Мы чередуем города проведения зимнего чемпионата: один год устраиваем его в Нижнем Тагиле, другой — в Чайковском. Перемежали и этапы Кубка страны.
Объективно Нижний Тагил для спортсменов привлекательнее. Там самая качественная подготовка трамплинов, да и в плане ветров обстановка более спокойная. В Чайковском трамплин К-120 находится на внушительной высоте, так что из-за ветра там часто приходится отменять соревнования и тренировки.
— Есть только два варианта для проведения крупных российских соревнований?
— Нет. На заседании тренерского совета, состоявшемся 17 марта в Нижнем Тагиле, говорилось, что в следующую зиму желательно загрузить Олимпийский комплекс трамплинов «Русские горки» в Красной поляне. У федерации есть соответствующие планы, и я не исключаю, что проведем там один ли два этапа Кубка России. Звучали предложения аналогичным образом задействовать трамплины К-60, которые имеются в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Кемерове. Кроме того, в январе 2025 года на Сахалине пройдут Российско-китайские игры. Постараемся учесть Сахалин и во всероссийском календаре. Словом, подумаем над тем, как расширить географию.
Впрочем жаловаться прыгунам в любом случае грех. У них все-таки есть некоторое разнообразие. В бобслее, скелетоне и санном спорте, например, спортсмены и летом, и зимой – на Олимпийской трассе в Сочи.
— Трамплины К-60 — это всё-таки отдельный формат.
— Они, конечно, менее мощные, на них не проводятся этапы Кубка мира, но их вполне можно использовать во внутреннем соревновательном процессе. Взрослые спортсмены всегда начинают на них летний подготовительный период. На эти трамплины регионы могли бы привозить молодёжь, и в этом мы видим определенный плюс.
— Давайте обсудим спортивные результаты сезона. На двух главных стартах — Спартакиаде и чемпионате страны — отличились 29-летний Михаил Назаров и 25-летняя Александра Кустова, одержавшие по три победы. На Спартакиаде они выиграли соревнования и на К-90, и на К-120, на чемпионате завоевали золото на большом трамплине. На нормальном же у Назарова второе место после Евгения Климова, а у Кустовой — третье за Аделиной Ибрагимовой и Кристиной Прокопьевой. Очевидно, эти двое — наши сегодняшние лидеры?
— Это опытные спортсмены, участники Олимпийских игр 2018 и 2022 годов. Кустова уверенно выиграла на чемпионате большой трамплин, тем более, что Прокопьева сорвала первый прыжок, а относительную неудачу на нормальном трамплине объяснила как раз усталостью от пребывания на одном месте.
Назаров и Кустова возглавят общероссийские рейтинги, в которых будут учтены результаты Кубка России, а также двух международных стартов в Нижнем Тагиле с участием белорусов и казахстанцев — декабрьского Кубка «Металлинвест» и февральского Кубка Медной горы. Но преимущество над конкурентами у лидеров не глобальное.
На тренерском совете итоги сезона были оценены в целом положительно, учитывая, что у мужчин сохраняется костяк в лице Михаила Назарова, Евгения Климова и Данила Садреева. Лидеры не теряют необходимую мотивацию, невзирая на отсутствие крупных международных стартов.
— Садрееву ведь только 20 лет!
— Да, но он, как и Климов, — серебряный призёр Олимпийских игр в Пекине в соревнованиях смешанных команд, опыта у него достаточно. Иногда у Данила зашкаливают эмоции, но динамика развития положительная. Садреев неизменно был в тройке призеров на всех последних стартах — Спартакиаде, чемпионате страны и Кубке Медной горы, на котором выиграл большой трамплин.
На тренерском совете я задал вопрос: «Можно ли понять, где мы находимся в сравнении с мировыми лидерами?». Главный тренер сборной Евгений Плехов полагает, что у мужчин наша ведущая тройка могла бы попадать в тридцатку сильнейших, а на отдельных этапах — даже в десятку. Понятно, что это заочное сравнение, которое страдает приблизительностью, но есть модельные характеристики: скорость разгона, дальность прыжка, техническое исполнение, погодные условия.
У девушек же на попадание в тридцатку, наверное, могли бы претендовать только Кустова и Прокопьева. Этого пока нельзя сказать про более молодых: 20-летнюю Аделину Ибрагимову, 19-летнюю Кристину Кручинину, 18-летнюю Валерию Римденёк.
— Несмотря на то, что Ибрагимова стала чемпионкой страны, а две другие названные спортсменки — призёры национального чемпионата на большом трамплине?
— У женщин произошло заметное омоложение сборной. О завершении спортивной карьеры объявила во время Спартакиады Ирина Аввакумова. Ирма Махиня, которая вместе с ней входила в нашу серебряную команду на Олимпийских играх, прошлой весной взяла соревновательную паузу. В январе перед Спартакиадой в авральном режиме возобновила тренировки, но в норму физические кондиции не привела. Если сделает это, будет готова конкурировать с сильнейшими. Её потенциал известен. Анна Шпинёва приняла решение сосредоточиться на учёбе. Софья Тихонова травмирована.
В их отсутствие на позиции рядом с лидерами выдвинулись девушки, которые ни разу не выступали на этапах Кубка мира. Но, имея в виду зимние Олимпийские игры 2026 года (поедем мы на них или нет — другой вопрос), тренерскому штабу надо вносить в подготовку спортсменок коррективы. Честно сказать, уровень прыжков на большом трамплине не устраивает. У Ибрагимовой, в частности, выигравшей чемпионат на трамплине К-90, на К-120 очевидные проблемы.
Между тем, хотя нормальный трамплин остается в программе и Олимпийских игр, и чемпионатов мира, сегодня 80 процентов международных стартов проходят на большом трамплине. Это связано со стремлением получить более эффектную телевизионную картинку. А у нашей сборной нехватка прыжков на К-120. В предстоящие два года её надо восполнить. Возможность для этого есть: набирать объемы в Нижнем Тагиле и Чайковском можно как зимой, так и летом.