Виталий Георгиевич играет ключевую роль в развитии отечественного и мирового спорта. В качестве первого заместителя председателя Оргкомитета Олимпийских игр-1980 в Москве Смирнов внес огромный вклад в организацию и успешное проведение этих соревнований, неоднократно переизбирался на пост вице-президента МОК, девять лет руководил Олимпийским комитетом России.
При его непосредственном участии Россия получила право провести зимние Олимпийские игры в Сочи-2014, которые были признаны МОК лучшими в истории. Независимая общественная антидопинговая комиссия под руководством Виталия Смирнова провела огромную работу по формированию нулевой терпимости к допингу у российских спортсменов.
Юбиляра сегодня поздравил Министр спорта России, президент ОКР Михаил Дегтярев:
— Уважаемый Виталий Георгиевич! Сердечно поздравляю с юбилеем! Ваш вклад в развитие олимпийского движения, преданность спорту и высочайший профессионализм стали примером для многих поколений, а идеи и принципы продолжают вдохновлять и сегодня, благодаря чему Вас заслуженно считают легендой мирового спорта. Наряду с многочисленными спортивными регалиями и титулами Президент России В. В. Путин присвоил Вам звание Героя Труда России, что подчеркивает Ваши заслуги перед нашей страной и спортивным сообществом. Желаю Вам, дорогой Виталий Георгиевич, веры, надежды и любви, ведь любовь к России и спорту нас объединяет.
…В одном из интервью пресс-службе ОКР Виталий Смирнов рассказал несколько интересных историй, связанных с Олимпийскими играми, на которые он впервые поехал в далеком 1960 году.
Первые Олимпийские игры
— Я стал членом Президиума общества «Труд». Через два года, когда Валентин Алехин возглавил Комитет физкультуры Москвы, меня рекомендовали председателем Московского областного совета Союза спортивных обществ и организаций. Мне было 25 лет. Нужно было брать на себя ответственность, подписывать бумаги. Поначалу боялся этих документов страшно, особенно финансовых. В том же 1960-м я попал в группу комсомольских работников, которые поехали по приглашению компартии Италии на Олимпийские игры в Рим. Это была моя первая поездка за границу. Это, кстати, первая и единственная Олимпиада, на которой я не был членом делегации. Уже на следующие Игры поехал как председатель федерации водного поло.
В Рим ехали на поезде по маршруту Будапешт – Вена – Рим. Жили на вилле Высшей партийной школы. Меры безопасности тогда были совсем не такие строгие – достаточно было надеть костюм с надписью СССР, и тебя никто не останавливал.
Итальянцы во время соревнований часто обращались к античности. Например, гимнастику и борьбу проводили на открытом воздухе, а помосты установили на фоне древних развалин. Колизей, римские термы – всё это было задействовано и выглядело очень красиво.
Чаще всего я ходил смотреть бокс и водное поло. Однажды вышел после соревнований, а автобуса, который обычно забирал нас и отвозил, не оказалось. Добираться – около 50 километров. В кармане 200 лир и никаких документов. На улице ночь, машины проносятся мимо. Вдоль дороги росли виноградники, которые охраняли собаки. И за мной шла свора не меньше 20 псов. К счастью, не тронули, но было страшно. Часть пути проехал в кузове грузовика, сидя на песке. Добрался под утро, когда меня уже разыскивали и считали чуть ли не изменником Родины!
Токио-1964
— На Олимпийские игры 1964 года мы летели через Хабаровск, и так я впервые увидел родной город, который покинул в четыре года. Мы там ночевали, нам показали город, а на следующий день полетели в Японию. Был конец сентября, жара жуткая. Приехали слишком рано, и спортсмены, пока готовились, потеряли пик формы. Из-за этого мы на тех Играх заняли только второе место.
12 октября, в день открытия, мне позвонил первый секретарь ЦК ВЛКСМ Сергей Павлович Павлов. Пригласил зайти и говорит: «По-моему, меня снимают с работы». И показал вызов в Москву в связи с болезнью родственников. Хотя он разговаривал по телефону с женой и точно знал, что дома всё в порядке. Как выяснилось, вызывали на октябрьский пленум ЦК партии. И из Олимпийской деревни вмиг исчезли все руководители.
На следующее утро я вышел на улицу, а там толпа японских журналистов. В руках одного из корреспондентов газета Japan Times, на первой полосе портреты Хрущева, Брежнева и Косыгина. И написано на английском, что сняли Хрущева. Так мы узнали об отставке Никиты Сергеевича.
Лиллехаммер-1994
— Лиллехаммер-1994 – первые Олимпийские игры, в которых мы участвовали под российским флагом. Команда никому не известная, непонятная. Но выступали успешно. В последний день соревнований у нас 11 золотых медалей, у норвежцев – 10. Но у них серебряных и бронзовых наград больше. И заканчиваются Игры лыжной гонкой на 50 км. Если хозяева побеждают, то выходят на первое место в общем зачете. По-моему, всё население Лиллехаммера в тот день вышло на трассу – люди ночевали там, чтобы увидеть гонку! А в итоге победил Владимир Смирнов из Казахстана. Мы остались на первом месте!