Президент Федерации лыжных гонок России (ФЛГР) рассказала Службе информации ОКР о слушаниях в Спортивном арбитражном суде (CAS), где 15 мая рассматривались апелляции временно отстраненных российских лыжников, особенностях подготовки национальной команды к олимпийскому сезону, системе олимпийского отбора и не только.
— Алексей Петухов по итогам многочасовых слушаний в CAS недельной давности выразил сдержанный оптимизм. А какие впечатления после поездки в Лозанну остались у вас?
— Все, что наши адвокаты хотели сказать, они сказали. Слушания продолжались с восьми утра до семи вечера. В первой половине дня выступили адвокаты Александра Легкова и Евгения Белова, потом настал черед представителей Евгении Шаповаловой, Алексея Петухова и Максима Вылегжанина. Надеюсь, их аргументированные доводы были услышаны судьями. Говорю так осторожно, потому что прогнозы на судебные решения – дело неблагодарное. В CAS пообещали, что дадут короткий ответ, без мотивировочной части, до 26 мая. Для нас это важно, потому что до конца месяца мы должны отправить в Министерство спорта списки спортсменов, которые будут на централизованной подготовке в олимпийском сезоне.
— У спортсменов была возможность высказать свою точку зрения?
— Да. Это были короткие, но эмоциональные заявления. Ребят понять можно. Их лишили возможности заниматься любимым делом из-за царапин на пробирках с допинг-пробами. Но при чем здесь спортсмены? Они к этим пробиркам даже не прикасались! Может, их вообще поцарапали при транспортировке?!
Наши оппоненты утверждают, что пробы были подменены. Я в это не верю. Тот же Легков, начиная с 2010 года, очень редко бывал в России. Допинг-контроль он проходил за границей, а в Сочи прилетел за три дня до начала Олимпиады.
— Насколько скандал с российскими лыжниками повлиял на отношения ФЛГР с Международной федерацией лыжного спорта (FIS)?
— У FIS свои аргументы: мол, когда началось расследование в МОК, мы должны были как-то отреагировать. Я их понимаю, но и они должны понять наших спортсменов, которых наказали без вины на неопределенный срок. Из-за этой истории ребята не только морально подавлены, но и понесли материальный ущерб. Они пропустили «Тур де Ски», где могли бы заработать хорошие призовые. У Вылегжанина была индивидуальная квота в скиатлоне на чемпионате мира, которой он не смог воспользоваться.
— CAS вынесет решение по каждому спортсмену или по всем сразу?
— Нас просили объединить все апелляции в одно дело, но, на мой взгляд, это не совсем правильно. Да, обвинения у всех одинаковые, но все равно каждый должен отвечать за себя. К тому же мы помним судьбу коллективной заявки Всероссийской федерации легкой атлетики по участию ее спортсменов в Играх-2016.
— Понятно. Давайте теперь поговорим о более приятном. Подготовка к олимпийскому сезону у лыжников уже стартовала?
— Да. Группа Олега Перевозчикова (Иван Якимушкин, Максим Вылегжанин, Александр Бессмертных, Андрей Ларьков, Илья Семиков, Андрей Мельниченко, Дмитрий Япаров, Алексей Виценко) проводит сбор в Ижевске. Женская команда под руководством Данила Акимова (Елена Соболева, Алиса Жамбалова, Анна Медведева, Анастасия Доценко, Яна Кирпиченко) приступила к тренировкам в Кисловодске. Молодежный (тренер Юрий Бородавко) и спринтерский (старший тренер Юрий Каминский) составы готовятся в Крыму. Группа Маркуса Крамера (Евгений Белов, Александр Легков, Александр Панжинский, Алексей Петухов, Петр Седов, Сергей Устюгов, Юлия Белорукова, Наталья Матвеева, Анастасия Седова, Юлия Чекалева) с 23 мая по 1 июня будет тренироваться в Испании.
— Сколько человек входит в число кандидатов в Олимпийскую команду?
— У нас всегда претендуют 40-60 человек. Из них в Пхенчхан поедут только 20 – 10 мужчин и 10 женщин. Раньше можно было в рамках квоты FIS выставить, например, 12 мужчин и 8 женщин, но сейчас правила изменились. МОК во всех видах спорта стремится к гендерному балансу. Для нашей мужской команды это не очень хорошая новость, но ничего не поделаешь…
— Можете озвучить критерии отбора в национальную команду на этот сезон?
— У нас традиционно отбор идет с этапов Кубка мира. При этом победители первых всероссийских стартов сезона всегда получают возможность приехать на международные соревнования и побороться за место в сборной. Призовое место на этапе КМ автоматически означает попадание на чемпионат мира или Олимпийские игры. Если спортсмен дважды финиширует в первой шестерке, это тоже «автомат». Чтобы отбор был справедливым, обязательно учитывается профиль спортсменов. Если, например, человек специализируется на «классике», то и в команду он отбирается по результатам в этой дисциплине на конкретной дистанции.
Понятно, что идеала добиться трудно, но, по крайней мере, за те семь лет, что я возглавляю Федерацию лыжных гонок, мы ни разу не возили на Олимпийские игры статистов.
— Минувший сезон в мировых лыжах прошел под знаком превосходства Сергея Устюгова. Учитывая универсализм этого спортсмена, какова вероятность, что в Корее Устюгов побежит все дистанции?
— Знаете, на чемпионате мира в Лахти Сергей изначально не планировал бежать дистанцию 15 километров, а потом сказал мне, что жалеет о своем решении. Я считаю, что на Олимпиаде универсалам нужно концентрироваться на тех гонках, где ты реально можешь выиграть медаль. Но если речь идет о лидере команды, я приму любое его решение. Если к началу Олимпийских игр лидером будет Устюгов, и он скажет мне «я побегу всё», значит, так и будет. То же самое касается других ребят. Тот, кто показывает соответствующие результаты, имеет право на личный выбор.
— Статус лидера – почетная, но тяжелая ноша. Нет ли у вас опасений, что обладатель пяти медалей ЧМ-2017 и победитель «Тур де Ски» 2016/17 не сможет провести олимпийский сезон на таком же уровне?
— Если бы Устюгов демонстрировал блестящие результаты на протяжении 5-6 лет, тогда был бы повод беспокоиться за его физическое состояние. Ресурсы организма все-таки не безграничны. Но Сергей только-только вышел на новый уровень и готов сражаться дальше. Амбиций ему не занимать, а возраст позволяет оставаться в когорте лучших лыжников планеты еще не один год. Главное, чтобы здоровье не подвело…
— «Серебро» Натальи Матвеевой и Юлии Белоруковой в командном спринте в Лахти стало первой наградой, завоеванной российскими лыжницами на чемпионатах мира за последние четыре года. Черная полоса позади?
— Хотелось бы в это верить. Очень приятно, что в женской команде наконец-то появились молодые девчонки, которые не просто наступают на пятки признанным лидерам, но уже сами выходят на первые роли. Той же Юлии Белоруковой всего 22 года. Главное теперь не останавливаться на достигнутом.
— Где лыжная сборная России проведет заключительный этап подготовки к Играм в Пхенчхане?
— У каждого тренера есть свои «намоленные» места. Олег Перевозчиков уже давно облюбовал для подводящих сборов Хмелевские озера в Сочи. Там же перед Олимпиадой со своей группой будет тренироваться и Юрий Бородавко. У Юрия Каминского в планах пока стоит Италия, но если из его спортсменов в олимпийскую команду попадет один человек, тогда нужно будет объединяться с группой Бородавко. Тренироваться одному – это утопия! Маркус Крамер выбрал для заключительного сбора австрийский Зеефельд, а Данил Акимов повезет женскую команду на 7-9 дней в Южно-Сахалинск.
— Когда наша лыжная делегация заедет в Олимпийскую деревню?
— Основная группа прилетит в Корею 3-5 февраля. Но вообще заезд будет многоступенчатым. Те, кто побежит только 30 и 50 км (это последние гонки в лыжной олимпийской программе), появятся в Пхенчхане только к концу Олимпиады. Раньше им там делать нечего!
— В февраля нынешнего года лыжники выезжали большой делегацией в Корею на тестовые соревнования. Это был полезный опыт?
— Огромное спасибо Олимпийскому комитету России, который полностью профинансировал этот сбор. Мы получили возможность отправить в олимпийскую столицу не только спортсменов, но и специалистов, которые готовят лыжи. Это было очень важно, поскольку в нашем виде спорта инвентарь – это 50 процентов успеха. Благодаря ОКР и комплексной научной группе ВНИИФКа мы посмотрели, как у спортсменов проходит процесс акклиматизации, изучили специфику олимпийских трасс, протестировали лыжи. Одним словом, поездка во всех отношениях была очень информативной.
— На какую помощь ОКР рассчитываете в олимпийском сезоне?
— Будем очень признательны, если ОКР выделит деньги на оплату услуг иностранных тренеров и специалистов в рамках нашего списка. За рамки лимита мы точно не вылезем и даже немного сократим расходы за счет перераспределения денежных средств.
— Недавно всю лыжную общественность изрядно повеселил двукратный олимпийский чемпион и 13-кратный чемпион мира Петтер Нортуг, заявивший, что не прочь поменять норвежский паспорт на российский и выступать за нашу лыжную сборную. В этой шутке есть хотя бы доля правды?
— У Петтера прекрасное чувство юмора, и в том числе за это его так любят болельщики во всем мире. Я тоже с огромным уважением отношусь к этому великому спортсмену, даже несмотря на его критику в мой адрес за…курение. Видите ли, у каждого свои недостатки. Кто-то курит, а кто-то садится в нетрезвом виде за руль. Что касается его заявления, это была фирменная шутка в стиле Нортуга. Без доли правды…
Юрий Бутнев, Служба информации ОКР