— За шесть Олимпийских игр вы поняли, в чем секрет их успеха?
— В одном месте собираются главные звезды мирового спорта – и ежедневно соревнуются. Это длится меньше месяца. Кто-то наслаждается этим, кто-то болеет за свою страну.
Для меня Олимпийские игры, безусловно, особенное событие. Там совершенно другая атмосфера. Воздух настолько насыщен спортивной энергетикой, что, сделав первый же шаг в олимпийской деревне, ощущаешь ее. Я участвовал на самых разных турнирах, но этот ни с чем не сравнится. Олимпиада – это что-то с другой планеты.
— Поняли это уже на своих первых Играх в Атланте?
— 100 процентов. Я же тогда совсем молодой был, поэтому для меня попадание туда было чем-то невообразимым. В детстве даже не мечтал побывать на Олимпийских играх. В Атланте ходил с широко открытыми глазами и ртом. Смотрел, как люди, которых видел только по телевизору, питаются со мной в одной столовой. Понял, что они такие же, как и я. Потом было уже проще. Осознал, что все звезды – обычные спортсмены, которые достигают вершин, проделав огромный объем работы.
— Согласны, что Олимпийские игры – одна из лучший вещей, которую придумало человечество?
— Абсолютно. На 100 процентов. В мировой практике такого больше нет.
— Кубертен – король?
— Однозначно. Один из самых уважаемых мною людей. Низкий поклон ему за такую идею.
— Его первоначальная задумка со временем сильно изменилась?
— Все меняется. И каждые Олимпийские игры отличаются от предыдущих. Сейчас есть много политических моментов, что мне не очень нравится. Это плохой знак. Но соревновательность в любом случае никто не забирает.
— Спорт возможно отгородить от политики?
— Думаю, нет. Все уже очень тесно переплетено. Другое дело, что спортсмены должны обращать на это меньше внимания. Пусть в наше время это и сложно, но спортсмены должны оставаться подальше от политики. Мы всегда за мир.
5 августа 2016 года. Рио-де-Жанейро. Церемония открытия Олимпийских игр-2016. Сергей Тетюхин — знаменосец сборной России.
КИБЕРСПОРТ В ОЛИМПИЙСКОЙ ПРОГРАММЕ — ПОЧЕМУ НЕТ?
— Как смотрите на изменения в олимпийской программе? Добавляются скейтборд, скалолазание, не исключено появление брейк-данса.
— Каждый вид спорта имеет право на попадание в Олимпийские игры. Да, многие являются консерваторами и за постоянную программу, но невозможно вечно сохранять один и тот же формат. Все прогрессирует, все развивается. Я – за.
— Киберспорт?
— Возможно, да. Он сейчас очень популярен. По рейтингам и призовым опережает многие виды спорта. Почему нет?
— Вы сами рубились?
— Конечно. Нужно иногда переключаться. И в CallofDuty играли, и в Dota.
— По словам президента ВФВ Станислава Шевченко волейбол имеет высокие шансы стать первым видом, который будет как в летней, так и в зимней программе Олимпийских игр.
— Тоже считаю, что это очень даже реально. Все-таки игровые виды спорта любят все, а на зимних Олимпиадах их не хватает. Только хоккей и керлинг. И снежный волейбол – первый вид, который можно было бы добавить. Это зрелищно, красиво, непредсказуемо.
Надеюсь, уже в 2026 году мы увидим его на Олимпиаде. Сейчас нужно еще отработать все, довести до ума. Потому что организаторы по-прежнему в поиске. Год назад играли 2х2, сейчас 3х3. Команды тоже не понимают, какую тактику лучше использовать. Требуется немного времени, чтобы все опробовать и получить по-настоящему хороший, качественный продукт. У снежного волейбола все для этого есть.
12 августа 2012. Лондон. Сборная России празднует труднейшую победу в финале Олимпиады над командой Бразилии (3:2).
ПОСЛЕ ОЛИМПИЙСКОГО ЗОЛОТА ЖИЗНЬ НЕ ПЕРЕВЕРНУЛАСЬ
— Про мотивацию. Двукратный олимпийский чемпион по плаванию Денис Панкратов признавался, что после победы в Атланте-96 испытал опустошение и разочарование. Мол, столько шел к этому – получил, а, по сути, ничего не изменилось.
— У меня таких проблем не было.
— Какие ощущения были через несколько дней после победы в Лондоне?
— Мне казалось, что олимпийское золото – это мечта, осуществив которую, интереса в спорте уже не будет. Думал, поменяется жизнь, изменится мироощущение. На деле же получилось, что спустя небольшое время эйфория прошла, и я осознал – а ничего, по большому счету, не перевернулось. Ну, добавился титул, приставка званий удлинилась. Но нужно так же тренироваться, чтобы продолжать играть успешно. А желание и интерес делать это у меня остались.
— Получается, весь вопрос в ожиданиях от конечной цели? Если тренируешься только ради олимпийского золота – это одно, если кайфуешь от всего этого – другое.
— Все мы разные. И восприятие у каждого свое, и послевкусие. Кому-то достаточно чего-то одного и пробовать другое уже не хочется, а другие — не прочь. Тут нельзя сказать, как правильно, а как неправильно. Денис отреагировал на этот эмоциональный фон так, я – иначе. Продолжил выступать, участвовал на Играх-2016. Хотелось снова почувствовать вкус победы.
— Недавно мы говорили с биатлонистом Максимом Чудовым, и он сказал, что единственная вещь в карьере, о которой он жалеет – раннее окончание карьеры. Вас хоть раз такие мысли посещали?
— На самом деле, нет. Наверное, я завершил именно в тот момент, когда все совпало. Четко решил, что пора. Даже сомнений не было. Не знаю, почему так. Но сейчас я совершенно не жалею о принятом решение. И за год без волейбола у меня ни разу не было желания выйти на площадку. Есть убеждение, что сейчас нахожусь в этой жизни на своем месте.
По ощущениям, еще можно было бы поиграть пару годков. Но это уже было бы не в удовольствие, не совсем правильно. А для меня внутренний баланс очень важен.