Мастера тхэквондо завершили олимпийский отбор. Право выступить на Играх в Токио завоевали четверо россиян – Михаил Артамонов (весовая категория до 58 кг), Максим Храмцов (до 80 кг), Владислав Ларин (свыше 80 кг) и Татьяна Кудашова (до 57 кг). Двукратный призер Олимпийских игр Алексей Денисенко пробиться на главный старт четырехлетия не смог.
Последним шансом набрать недостающие рейтинговые очки у самого титулованного спортсмена российской сборной стал финал Гран-при, прошедший в минувшие выходные в Москве. Однако в родных стенах Алексея постигла неудача. Тем не менее, в целом сезон для наших тхэквондистов получился успешным. Если на Играх в Рио сборная России была представлена в этом виде тремя спортсменами, то сейчас удалось завоевать на одну лицензию больше.
Итоги выступления сборной в предолимпийском сезоне Службе информации ОКР подвел главный тренер сборной России по тхэквондо Вадим Иванов.
— Какую оценку можете поставить команде за сезон?
— У команды были две основные задачи – завоевание олимпийских лицензий и выступление на чемпионате мира. На чемпионате мира мы справились на четверку. Уже традиционной стала золотая медаль. А по количеству призовых мест – их было четыре – результат средний. В 2015 и 2017 годах на самых удачных для нас турнирах было по семь медалей.
Что касается лицензий – здесь тоже, на мой взгляд, выступили на четверку. Такая оценка из-за того, что не смог пробиться в Токио Алексей Денисенко. Если бы не его травма в августе, то, думаю, мы бы получили еще одну лицензию. В финале Гран-при в Москве у Денисенко стояла сверхзадача. Нужно было выигрывать, тогда он мог отобраться на Игры. Но досадная ошибка в конце поединка лишила его этой возможности.
— Денисенко не смог отобраться в Японию только из-за проблем со здоровьем, или мотивации ему тоже не доставало?
— Это исключительно вопрос здоровья. В 2017 и 2018-м он пропустил по полгода. Сейчас не выступал в сентябре и октябре. В итоге Алексей провел вполовину меньше соревнований, чем другие спортсмены. Более того, он не попадал именно на значимые старты. В этом году Денисенко выступил на чемпионате мира, но при этом пропустил три серии Гран-при. И даже при этом ему не хватило буквально нескольких рейтинговых баллов. Он стабильно находился в пятерке лучших, но, не выступив в сентябре в Японии, выпал из этой обоймы.
— На домашнем финале Гран-при в Москве смог выиграть только Максим Храмцов. С чем связано не самое удачное выступление?
— У каждого спортсмена примерно по 15 стартов в течение сезона. Поддерживать оптимальную форму на протяжении всего года невозможно. В Москве, к тому же, сказалось, что спортсмены уже выполнили основную задачу по получению олимпийских лицензий. Хотя дома все равно должны были порадовать болельщиков.
— Команда прошла адаптационный сбор в японском Анамидзу. Есть понимание, как будете готовиться к Играм-2020?
— Да. Мы уже всё апробировали. Финансирование этого сбора осуществлялось Олимпийским комитетом России, с нами выезжала и комплексная научная группа, тренерский штаб. Находясь на месте, мы скорректировали условия. Например, зал в котором мы тренировались. В нем мобильные кондиционеры не справлялись с жарой, но проблема была решена очень быстро.
Мы определились, что непосредственно на этапе подготовки к Олимпийским играм будем находиться в гостинице. Там есть все условия, зал для тренировок – даже на улицу выходить не нужно. Меня больше всего беспокоили вопросы питания. Но японская сторона и к этому вопросу подошла максимально эффективно. Сказалось то, что владелец отеля несколько лет работал в Москве, и обучался здесь гостиничному бизнесу.
— У всех спортсменов эти Олимпийские игры будут первыми в карьере. Учитывая это, как будете настраивать ребят?
— Мы не будем находиться в олимпийской деревне. Готовиться будем в Анамидзу, а заезжать в деревню буквально накануне взвешивания. Это сделано, чтобы не «вариться» в олимпийской деревне. Решили этот фактор нивелировать на основании анализа наших выступлений на предыдущих Олимпийских играх где мы видели определенные, скажем так, сбои. По итогам сбора будем вносить еще какие-то корректировки. В частности, по тренерам и спарринг-партнерам, которые поедут в Японию и будут помогать тем, кто получил олимпийские лицензии.
— В отсутствии Денисенко кто вам видится в роли лидера сборной?
— Я бы не стал сейчас никого выделять, потому что Олимпийские игры – такое мероприятие, которое нельзя ни с чем сравнить. Все будет решаться непосредственно там, в Токио. Абсолютно все спортсмены приедут в Японию заряженными. Задача каждого в нашей команде – претендовать на олимпийское «золото». Только так можно добиваться максимальных результатов.
— Владислав Ларин и Максим Храмцов – на первых строчках мирового рейтинга. Это делает их фаворитами Игр в Токио?
— На мой взгляд, это условности. Когда спортсмен выходит на ковер, там нет рейтинга, а есть два человека.
— У мужчин выбрали практически всю квоту – из четырех лицензий получили три. При этом у девушек только Татьяна Кудашова получила право выступить на Играх. Почему? Ведь раньше у нас были олимпийские медали в этом виде.
— В женской команде действительно более сложная ситуация. Если вспомнить 2000-й год, то тогда женщины выиграли чемпионат Европы, а у мужчин не было ни одной медали. В то время именно женская команда была в России ведущей. И серебряная медаль Натальи Ивановой на Играх в Сиднее стала тому логическим итогом. Сейчас ситуация немножко другая. Мужская команда выступает стабильнее и увереннее. На чемпионате Европы в олимпийских весовых категориях у нас три золотые медали у мужчин. Это показатель.
— Что нужно улучшать?
— Конечно легко перенести ответственность и сказать, что девушки недостаточно стараются. Но это было бы не совсем правильно. Нужно и нам с себя спросить, в чем мы не доработали, чего не сделали. Это обоюдный процесс, и он идет. Но, наверное, не так быстро, как хотелось бы.
Безусловно, мы решаем и стратегические задачи. В том числе на следующие Олимпийские игры. По ходу сезона задействовали от трех до пяти спортсменов в олимпийских весовых категориях на ряде значимых стартов. Сказать, что мы кого-то не увидели, не дали шанс – этого точно нет.
— Есть девушки, которые могут улучшить ситуацию хотя бы в следующем олимпийском цикле?
— Да. Та же Лиза Ряднинская – победительница прошлогодних Юношеских олимпийских Игр. Как, кстати, и Георгий Попов, который выиграл сейчас «бронзу» в финале Гран-при в Москве. Те победы в Буэнос-Айресе воодушевили ребят, они попали в основной состав сборной и показывают достаточно серьезные результаты. Лиза выиграла серию Гран-при в Риме, победив там лидеров мирового тхэквондо, завоевала бронзовую медаль чемпионата Европы. Георгий стал вторым на чемпионате мира в Манчестере.
— Куда идет мировое тхэквондо? Какие тенденции можете выделить?
— Технику и тактику диктуют правила. А они меняются чуть ли не каждый квартал. Нам говорят, что меняют только трактовку. Но эта трактовка принципиально меняет рисунок боя и для некоторых спортсменов это становится проблемой, а для других, наоборот, дает возможность реализоваться. Из-за частых изменений правил спортсмен сегодня должен быть универсалом.
Это не было бы большой проблемой, если бы о таких решениях мы узнавали заранее. Но иногда они происходят спонтанно. Например, мы приехали на чемпионат мира, и выяснили уже на месте, что правила будут другие. На мой взгляд, это абсолютно неправильно, ведь подготовка занимает определенное время. И даже универсальный спортсмен не может перестроиться за пять минут. Он должен быть к этому готов.
Илья Зубко,
Служба информации ОКР