• Поиск
  • Листай влево

    О первых месяцах работы в новой должности, карьерном пути, развитии Олимпийского движения в России и международном сотрудничестве Родион Геннадьевич рассказал Службе информации ОКР.

    — Новый год вы встретили уже в должности Генерального секретаря, с чем мы вас ещё раз поздравляем. Расскажите, пожалуйста, о вашем пути в спортивном и Олимпийском движении.

    — В юности мой отец – Геннадий Анатольевич – серьезно занимался боксом, семья жила в одной из республик Северного Кавказа. Это наложило определенный отпечаток на требовательность и подход к воспитанию. Но звезды сложились так, что в свое время мне удавалось совмещать и занятия физической культурой, и учебу в вузе, которая тоже обязывала поддерживать форму, быть готовым – и к труду, и к обороне (смеется).

    В 2004 году я впервые очутился в здании ОКР. После собеседования меня взяли на должность специалиста в Федерацию фехтования России. Постепенно вырос до ответственного секретаря, что в определенной степени является аналогом моей нынешней должности. Сказать, что было интересно – ничего не сказать! В мои обязанности входило, например, участие в работе по продвижению кандидатов от России на руководящие и иные должности в международных спортивных организациях. Большая дипломатическая работа. Приходилось бороться со стереотипами, сглаживать углы, буквально по крупицам доносить до партнеров и оппонентов целостную картину, чтобы помочь представителям нашей страны избраться в те или иные органы МСО. Естественно, работала над этим слаженная команда. Помимо исключительного опыта и знаний общий успех принес ощущение поиска.

    В 2009 году я поступил на второе высшее образование в Дипакадемию МИД (давно мечтал освоить итальянский язык), ведь до этого банально не хватало времени.

    Далее последовала логичная смена профиля деятельности. Мне довелось работать бок о бок с организаторами и маркетинговыми партнерами Зимних Игр 2014 года в Сочи: поступило предложение от компании РЖД, в структуре которой создавалась группа взаимодействия с Организационным комитетом Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года. Огромная организация, практически 1,5 миллиона работников на тот момент. Каждый день узнаешь что-то новое. Командировки в Лондон (на ОИ-2012), на олимпийские стройки в Сочи и на Байкал, эстафета Олимпийского огня и освещение создания транспортной инфраструктуры для Сочи-2014. В какой-то момент даже осознавали, разбираясь в тонкостях договоров с МОК и ОКОИ, что отстаиваем интересы отечественной промышленности. Но это больше эмоциональные воспоминания. В целом, рабочие будни были куда менее преисполнены «олимпийской» и иной романтики.

    Потом довелось поработать в области кадрового консалтинга, а в 2017ом Станислав Алексеевич Поздняков, на тот момент первый вице-президент ОКР предложил мне перейти в Олимпийский комитет России с функционалом, который подразумевал интересный и разнообразный фронт работ. Согласился не задумываясь. Как оказалось, “интересный и разнообразный” – это слабо сказано. Тогда уже вовсю шли процессы, связанные с обвинениями России в т.н. допинговых нарушениях.

    В ОКР под руководством Виталия Георгиевича Смирнова активно и эффективно работала специально созданная антидопинговая комиссия, НОАК, при поддержке главы организации Александра Дмитриевича Жукова. Проблемы, которыми пришлось заниматься, как говорится, с колес, носили глобальный характер, напрямую влияя на дальнейшие судьбы нашего спорта.

    Руководители тогда взяли на себя колоссальную ответственность. С инициативами по ряду ключевых направлений выступил и Станислав Алексеевич, в частности, вызвавшись возглавить Олимпийскую делегацию на Играх в Пхенчхане в ситуации, где ОКР принимал участие, будучи формально подвергнутым временному отстранению. Было много переговоров и еще больше подводных камней, обстоятельства требовали практически сходу предлагать неординарные решения, порой не давая времени проанализировать, просчитать, а все ли учли, нашли ли оптимальный вариант.

    — Вы же еще работали вместе со Станиславом Алексеевичем в Европейской  конфедерации фехтования?

     В то время как Станислав Алексеевич был избран Первым вице-президентом Олимпийского комитета России, он на протяжении примерно года возглавлял Европейскую конфедерацию фехтования, где мне уже до этого довелось быть помощником президента на общественных началах. Я отвечал за взаимодействие с Исполкомом, комиссиями, членскими федерациями, поиск наиболее эффективных форматов совместной работы, в том числе со структурами стран Евросоюза.

    — С 2019 года Вы входите в состав одной из комиссий МОК…

     Да, решением руководства Международного Олимпийского комитета меня включили в состав комиссии «Спорт и активное общество», которая была своего рода преемницей комиссии «Спорт для всех». Сегодня её функционал влился в комиссию, которая на англоязычный манер получила название «Олимпизм-365». Акцент на то, что 365 дней в году мы погружены в вопросы Олимпизма и спорта, продвигаем, пропагандируем Олимпийские ценности и ищем пути, реальные возможности сделать мир лучше через спорт. Как правило, состав комиссии обновляется ежегодно. В настоящий момент остаюсь в ее составе.

    — Должность Генерального секретаря ОКР — для Вас принципиально новая ступень, большой вызов?

    — Должность не только почетная и чрезвычайно ответственная, это действительно напряженное даже в обычные времена направление, требующее максимальной вовлечённости. Тут и работа по международной линии, и внутренние коммуникации, взаимодействие и координация с нашими членскими организациями и коллегами по отрасли и не только.

    — Похоже, что выдвижение Вас на пост Генерального секретаря было органичным продолжением начатой ранее работы. Что теперь будет входить в сферу Вашей деятельности?

    — Все, что касается работы органов управления Олимпийского комитета России, в том числе Олимпийского собрания, организации контроля за исполнением решений этих органов и координация работы вверенных подразделений, общественных формирований ОКР. Сейчас особое внимание уделяется подготовке Олимпийского резерва, будущему отечественного спорта высших достижений. В фокусе работы и существенное расширение взаимодействия с нашими Олимпийскими советами, которые представлены во всех регионах страны. Это одно из направлений с высочайшим потенциалом. Не во всех субъектах пока одинаково развиты управленческие подходы и организована работа по объективным причинам. Наша задача, в том числе, помочь наладить максимально эффективную работу, задействуя возможности ОКР и смежных структур.

    Ну и, конечно, международная деятельность, в основе которой – соответствующие положения утвержденной Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным Концепции гуманитарной политики России за рубежом.

    — Последние несколько месяцев международная деятельность ОКР находится под пристальным вниманием на самых разных уровнях. Что позволяет сохранить высокий уровень контактов, интенсивности переговоров, даже в нынешней непростой политической ситуации?

    — Выстраивая отношения и взаимодействие с кем бы то ни было, нужно убедиться, что другая сторона умеет не только говорить, но и готова слушать. И ты, в свою очередь, настроен слышать собеседника, делать объективные выводы. С друзьями нужно именно дружить. Если не только самому следовать этому принципу, но и убедить тех, с кем имеешь дело, то это, сразу или со временем, принесет взаимовыгодные результаты. И общение будет строиться в нужном ключе. Конечно, получается не всегда, но отрицательный – тоже результат.

    До тех пор, пока есть обоюдная заинтересованность в достижении полезного результата, пока есть возможность с разумным расчетом ресурсов, времени, сил и средств выполнять задачи, будет возможность находить компромисс даже в самых сложных ситуациях. Взять хотя бы экипировку наших команд в Токио и Пекине…

    — Правильно ли сказать, что ОКР будет использовать все возможности для достижения необходимых целей, пока люди действительно готовы слушать, общаться и искать решения вне зависимости от политической обстановки.

    — Я больше скажу, даже если люди на определенном этапе утратят эту готовность под нажимом каких-либо сил, мы приложим все усилия к тому, чтобы вернуть им это желание. Работа как раз и состоит в том, чтобы найти опорные точки, которые позволят хотя бы в чем-то поменять позицию оппонента, а в дальнейшем, может быть, добиться уже и более конструктивных отношений, начать обсуждать не противоречия, а взаимодействие.

    Сегодня мы находимся в одной из самых сложных ситуаций. Тем не менее, мы по-прежнему видим значимость, которую в гуманитарном сотрудничестве играет такое особенное культурное явление как спорт и международное Олимпийское движение. Если спорт может помочь сделать наш несовершенный мир лучше, то мы готовы приложить все возможные усилия, чтобы это происходило при активной созидательной роли нашей Родины, которую мы с гордостью представляем.

    — Одной из главных задач на сегодняшний день является возвращение наших спортсменов на международные соревнования. Как сейчас развивается ситуация?

    — В конце февраля прошлого года международное спортивное сообщество заняло, на наш взгляд, а мы его никогда не скрывали, чрезвычайно радикальную и не всегда взвешенную позицию.  Состоялся ряд встреч, где мы с коллегами в неофициальной обстановке обсуждали возможные варианты. Путем различных консультаций, переговоров – прямых и опосредованных – пришли к тому, что в октябре Олимпийский комитет России и Национальный Олимпийский комитет Республики Беларусь приняли полноценное участие в Генеральной ассамблее Ассоциации Национальных Олимпийских комитетов в Южной Корее. Там были представлены практически все НОК за редким исключением. Встреча в Сеуле была показательной с точки зрения того, что подавляющее большинство коллег не просто были не против, но и высказались за то, что для восстановления целостности, конкурентоспособности и зрелищности соревнований участие российских, белорусских спортсменов является неотъемлемым.

    После этого был ещё ряд консультаций, по итогам которых Президент ОКР принял очное участие в Олимпийском саммите в декабре. Когда на голосование был вынесен вопрос продления так называемых санкций в отношении правительств России и Беларуси, «за» высказалось подавляющее большинство. Естественно, за исключением Олимпийского комитета России и представителей ряда других организаций. А вот возвращение россиян и белорусов на международные спортивные соревнования было поддержано единогласно.

    Самое главное, что мы хотим донести до наших коллег из МОК – если и дальше будет существовать “линия раздела”, это будет только способствовать дезинтеграции современного международного Олимпийского и спортивного движения. Сейчас с новой силой возобновились достаточно мощные попытки внести раскол в нашу спортивную семью в угоду конкретным политическим заказчикам. И это демонстративное уничтожение спортивных отношений, разумеется, ни к чему хорошему не приведет, если не отвечать адекватно на такого рода вызовы. Я говорю сейчас не только про представителей недружественных юрисдикций, подобные действия свойственны также отдельным представителям нашего профессионального и околопрофессионального сообщества, которые призывают к радикальным политизированным шагам. Здесь можно обратиться к экспертам спортивной отрасли. Они совершенно обоснованно утверждают: если вы хотите убить спорт высших достижений в России, первый шаг, который вам нужно сделать – инициативно прекратить международные спортивные сотрудничество и любую соревновательную деятельность на международном уровне. Так вы постепенно придете к тому, что будет низведён к нулю и спорт среднего уровня, следом под вопросом окажется массовый спорт и общедоступные детские спортивные секции.

    — К слову о детском спорте. ОКР выступает учредителем Международных спортивных Игр «Дети Азии». Насколько важен он для Олимпийского комитета России, какие есть цели в среднесрочной и долгосрочной перспективах?  

    — Мы не должны просто сидеть и ждать возвращения на международные соревнования. Продолжим добиваться этого всеми доступными средствами. Одновременно, нужно разрабатывать и реализовывать новые форматы состязаний. «Дети Азии» — единственное международное комплексное соревнование, которое, несмотря на все запреты, ограничения и рестрикции, прошло в июле 2022 года во Владивостоке, на территории Российской Федерации, под патронатом МОК. Туда приехали представители 13 стран, и были представлены несколько федеральных округов нашей страны. Сейчас не менее успешно завершились зимние Игры в Кузбассе. Снова мы увидели большое количество стран-участниц. Очень приятно, что на Игры впервые приехали наши белорусские друзья. По сути, статус у Игр теперь евразийский. Соревнования прошли на высоком уровне, в атмосфере дружбы, уважения, честного соперничества – истинных Олимпийских ценностей. Было реализовано огромное количество дополнительных просветительских, образовательных проектов для участников и их окружения. Все цели и задачи, которые стоят перед такого рода мероприятиями, были реализованы и достигнуты.

    Проект Игр “Дети Азии” будет эволюционировать и дальше! ОКР готов поддерживать данное направление. Мы стараемся целостно подходить к подготовке, интегрировать в Игры такие наши ключевые проекты, как, например, Международный форум юных Олимпийцев, который традиционно проводится в Москве с 2018 года. Рассчитываем, что в 2024 году форум будет реализован в каком-то обновленном, возможно, многодневном формате.

    — Вы уже много лет в Олимпийском движении, успели поработать на разных должностях, но Олимпизм – это в первую очередь, конечно же, Олимпийские игры. Какие из них стали для вас самыми запоминающимися?

     Самыми запоминающимися, наверное, Игры могут стать все-таки для спортсменов и тренеров, потому что именно они – главные действующие лица. Все то обеспечение, которым занимается Олимпийский комитет России, делается для того, чтобы подарить миру положительный пример, которому следовали бы подрастающие поколения.

    Суть Олимпизма в том, чтобы через преодоление трудностей получать моральное и духовное удовлетворение. Процитирую Станислава Алексеевича Позднякова, который достаточно серьёзно увлекается альпинизмом и однажды так охарактеризовал своё восхождение на семитысячник: «Восхождение — удивительное сочетание неприятного с бесполезным, но телесная усталость уйдет, а моральное удовлетворение останется надолго».

    Так что на данный момент выделять какие-то из именно Олимпийских игр не стану. Любимыми станут следующие летние Игры, которые с успехом пройдут в нашей стране.

    Лента новостей

    В РАЗДЕЛ
    Актуальное 16 апреля 2024
    Аэрофлот продолжает сотрудничество с Олимпийским комитетом России

    Аэрофлот продолжает сотрудничество с Олимпийским комитетом России, компания, как и ранее, остаётся Генеральным партнёром ОКР. Соответствующий договор подписали генеральный директор авиакомпании Сергей Александровский и президент ОКР Станислав Поздняков.

    Лента новостей 11 апреля 2024
    Егор Сорин: «Обыграть Большунова, как это сделал Коростелёв, дорогого стоит»

    Заключительным аккордом сезона лыжных гонок в России стал финал Кубка страны в Кировске (Мурманская область), организованный в формате мини-тура. Соревнования венчал масс-старт в гору, как на «Тур де Ски».

    Лента новостей 9 апреля 2024
    Денис Салагаев: «Молодёжь порадовала и теперь пополнит состав национальной сборной»

    Сезон в параллельных дисциплинах сноуборда завершился 7-м этапом Кубка России на курорте «Роза Хутор», одном из спортивных объектов Сочи-2014. Ранее в середине марта на Камчатке прошёл чемпионат страны.