Добрый день, уважаемые коллеги!
За последние месяцы наша с вами спортивная повестка, будь то международная или внутренняя, поменялась существенно.
В новых условиях перед нами не просто стоят новые задачи. Важно то, что решать их нужно оперативно, используя весь накопленный опыт, с учетом стремительно меняющихся обстоятельств. А это дополнительная ответственность. Перед нашими спортсменами и тренерами, перед отраслью в целом.
И я считаю, что только совместными усилиями, дополняя друг друга и помогая, мы можем найти правильные ответы на все те вызовы, с которыми столкнулись за последнее время.
Говоря о деятельности Олимпийского комитета России, подчеркну, что сразу после окончания Игр-2022 в Пекине мы оперативно перестроили свою работу. Которую строим сегодня, исходя из двух возможных сценариев.
Считаю, что на данном этапе мы полностью подготовлены к любому из них.
Первый сценарий, благоприятный и приоритетный, – российские спортсмены получат право участвовать в Олимпиаде в Париже в 2024 году и в квалификационных соревнованиях к ней.
Несмотря на масштабность введенных против российских спортсменов необоснованных и неадекватных санкций, а также на фазу крайней напряженности в международных отношениях, которую все мы видим, сейчас, тем не менее, происходят изменения и в риторике, и в подходах к данному вопросу со стороны МОК, большинства зарубежных национальных олимпийских комитетов и спортивных организаций.
Да, по-прежнему велика антироссийская составляющая в действиях ряда стран, прежде всего европейских. Используется любой повод, любая ситуация, чтобы нагнетать негативную обстановку вокруг темы возвращения российского спорта на международную арену.
Однако, наряду с этим, появились и новые аспекты, которые дают нам основания рассчитывать, что отстранение от международных соревнований будет снято. В этот момент мы должны быть абсолютно готовы вернуться на международную арену конкурентоспособными, с высоким уровнем результатов.
Коллеги,
сейчас никто не знает, на каких условиях может быть предложен допуск россиян к Играм. Это зависит от МОК, который ввел ограничения, и от Оргкомитета Игр.
Положительная тенденция наметилась. Однако мы четко понимаем, что в любом случае потенциальное участие Олимпийской команды России в Олимпийских играх будет сопряжено для нас с необходимостью решения большого количества организационных вопросов, продиктованных санкционной политикой недружественных стран.
Можем предположить затруднения, связанные с логистикой, проведением обязательных банковских операций, получением виз и многими другими аспектами обеспечения нашей команды и делегации.
С учетом наработанного опыта двух предыдущих олимпийских мероприятий – Токио и Пекина – можно с уверенностью сказать, что при слаженной работе ОКР с коллегами из ОСФ, ФМБА, Минспорта, а также других задействованных министерств и ведомств, все задачи будут решены.
В этой связи мы рассчитываем, что наши государственные органы власти продолжат оказывать российскому спорту высших достижений ту очень значимую поддержку, которая была и есть сейчас. Она исключительно важна со всех точек зрения для спортсменов, которые ответственно и в полной мере готовятся сегодня отстаивать честь нашей страны на Олимпийских играх. Это их мечта, их цель и их желание – доказать в очередной раз, что Россия – по-прежнему великая спортивная держава.
Теперь о втором сценарии, который основан на том, что полноценное участие российских спортсменов в Олимпийских играх без каких-либо наложенных ограничений случится не ранее 2026 года.
Олимпийский комитет России, начиная с марта текущего года, изменил свою нормативно-правовую базу, разработал новую стратегию развития ОКР, а также принципиально новую программу содействия развитию олимпийских видов спорта. Концепция программы сейчас предметно обсуждается с Общероссийскими спортивными федерациями. Они и являются главными бенефициарами.
Программа в первую очередь направлена на формирование олимпийского резерва в среднесрочной перспективе. Цель – подготовить новое поколение российских спортсменов в олимпийских видах спорта на самом высоком по мировым меркам конкурентном уровне. С тем, чтобы на следующей после Парижа-2024 летней Олимпиаде в Лос-Анджелесе, в 2028 году войти в тройку сильнейших команд в общем медальном зачете.
Такую задачу мы перед собой ставим. И для этого предназначена, в том числе, наша новая программа. Для реализации которой ОКР сейчас обладает необходимыми ресурсами. В первую очередь экспертными, методическими, организационными, образовательными.
Здесь важную роль играет дальнейшее развитие двусторонних отношений с НОКами дружественных стран. Для практической реализации совместных инициатив, направленных на обеспечение максимально комфортных условий подготовки спортсменов всех возрастов.
В качестве примера можно привести активное взаимодействие с нашими белорусскими коллегами на уровне НОКов и Комиссий спортсменов. Практическая польза для развития ряда направлений спортивных отраслей двух стран уже видна. Такой формат партнерства мы планируем расширять, вовлекая и другие дружественные страны.
Это один из ключевых аспектов международной деятельности Олимпийского комитета России. И здесь особую роль играет изменение в законодательстве на основании поручения Президента страны о том, что организации, в том числе ОКР, получат возможность принимать участие и финансировать мероприятия с участием российских спортсменов за рубежом, что позволит отчасти решить вопрос с соревновательной практикой для спортсменов.
Участие России в спортивных проектах в рамках ШОС, БРИКС и других организаций, безусловно, является важным фактором развития отечественного спорта и его интеграции в международную повестку.
При этом, мы исходим из того, что российский спорт и наши сильнейшие спортсмены должны принимать участие в Олимпийских играх. Для этого необходимо сохранять полноценное представительство в МОК и других международных спортивных структурах, без чего участие Олимпийской команды России, именно как команды, в Олимпийских играх априори невозможно.
Также это дает возможность формировать конструктивные двусторонние и многосторонние отношения внутри данных организаций для того, чтобы отстаивать права и интересы российского спорта.
Коллеги,
могу сказать, что многие члены МОК сейчас настроены на возвращение российских спортсменов на международную арену. На полях мероприятий в рамках Ассоциации национальных олимпийских комитетов мы постоянно обсуждаем этот вопрос с коллегами, ситуация существенно отличается от той, что была несколько месяцев назад. В лучшую сторону.
На данный момент ОКР работает в плановом режиме. Мы вариативны, все наши Программы финансово подкреплены, мы готовы к любому развитию событий. При этом нам, как главной спортивной общественной организации страны, в текущих условиях нужна поддержка государства.