На Олимпийских играх-2026 наши спортсмены выступят в нейтральном статусе в нескольких дисциплинах. Среди них – конькобежный спорт и шорт-трек. Если завоевавшие квоты Анастасия Семенова и Ксения Коржова еще только ждут официального приглашения на соревнования от МОК, то шорт-трекисты Иван Посашков и Алена Крылова все этапы допуска уже прошли.
В интервью пресс-службе ОКР президент Союза конькобежцев России (СКР), олимпийский чемпион-1988 Николай Гуляев оценил перспективы наших атлетов в Италии, рассказал об их подготовке к турниру и ответил, когда стоит ожидать рассмотрения вопроса о возвращении юниоров на международные соревнования.
— Хотелось бы начать с хороших новостей. На днях МОК официально допустил до Олимпийских игр двух российских шорт-трекистов — Ивана Посашкова и Алену Крылову. Их поездка в Милан и Кортину — дело решенное?
— Да, мы сейчас ждем аккредитацию от МОК, билеты. Планируем выехать 4 февраля всей дружной компанией — два спортсмена и трое сопровождающих.
— Кто входит в число сопровождающих?
— Это люди из одобренного ISU и МОК списка — там они значатся как специалисты, сопровождающие. В Милан и Кортина-д’Ампеццо отправляются начальник команды (своего рода менеджер), тренер и техник, что крайне важно. Поймите правильно, на самих Олимпийских играх главное —не навредить, а не тренироваться. Это уже поздно. Но как и в любом виде спорта, в шорт-треке во время выступлений заграницей есть множество подводных камней, необходимо решать множество различных вопросов. И делать это нужно не самому атлету, а администратору. Должен быть человек с хорошим английским языком, понимающий и знающий процесс.
— Уже решено, где спортсмены будут готовиться к соревнованиям?
— Иван Посашков готовится по своему плану в группе Андрея Ивановича Максимова в Уфе, Алена Крылова — в Новогорске с Владимиром Викторовичем Григорьевым. Планирует принять участие в третьем этапе Кубка России и потом уже ехать на Олимпийские игры
— Как оцениваете их перспективы?
— Считаю, успехом является то, что они отобрались на Игры, завоевали квоты. Выполнили ту задачу, которую им ставили. Следующая — пройти как можно дальше. Вы же знаете, как обстоят дела в шорт-треке — если ты неудачно провел один забег, то второго шанса не будет. Ты просто едешь домой. Поэтому наша задача продвигаться постепенно — квалификация, четвертьфинал, 1/2. Я уже не говорю про финал. Это было бы исключительно, но надо смотреть правде в глаза. Хотя все возможно, ребята готовы неплохо. Посмотрим, они получили опыт на международных стартах. Сами понимаете, выступление в России и за рубежом со всеми сильнейшими спортсменами — это совершенно иная история. Поэтому я бы не говорил о каких-то конкретных целях и задачах — надо выступить на своем уровне, а он у них достаточно высокий.
— Кандидатуры Анастасии Семеновой и Ксении Коржовой уже одобрены МОК?
— Это чисто технический вопрос, ведь они завоевали квоты. Думаю, проблем с проверкой по линии МОК не будет. В ближайшее время дождемся окончательного подтверждения их участия в Олимпийских играх. Более чем уверен, что это произойдет со дня на день.
— Насколько известно, в конькобежном спорте лицензии не именные, но ввиду нынешних условий Семенова и Коржова — безальтернативные кандидаты на поездку в Италию?
— К сожалению, Семенова и Коржова — одни из немногих, кто был допущен к отбору на ОИ-2026 и смогли получить квоту. Поэтому лишь они и могут принимать участие в Олимпийских играх.
— Первой запасной числилась Александра Саютина…
— В правилах четко прописано: нейтральные спортсмены не могут попасть на соревнования, если находятся в статусе запасного. Следовательно, Александра на Олимпийские игры не поедет. Если бы она, как Ксения и Анастасия, взяла квоту, то у нас была бы возможность понаблюдать за ней в Милане и Кортине. Но этого не произошло. Спортсменка молодая, перспективная, довольно-таки сильная. Но что есть, то есть.
— Тогда поговорим о Коржовой и Семеновой. Как оцените их состояние перед Играми?
— Ксения в очень приличной форме. Задача точно такая же, как и у шорт-трекистов — бегать в силу своих возможностей. А они у нее достаточно неплохие, что уже было продемонстрировано на этапах Кубка мира. Считаю, Коржова может быть минимум в шестерке, а при хорошем раскладе способна побороться и за медаль. Мне бы этого очень хотелось. Буду сильно болеть, переживать и надеяться, что именно так и произойдет.
— Семенова?
— Анастасия — очень целеустремленная, не боящаяся авторитетов спортсменка. Как я уже говорил ранее, ее основная задача — «правильно двигать локтями». Условно, сами понимаете. В первую очередь, ей необходимо бежать тактически грамотно, не смотреть на имена оппонентов. Олимпийские игры отличаются от Кубка мира тем, что там всего один шанс, и его нужно реализовать. Но я считаю, все возможно. Понятно, будет очень сложно, а конкурентки Семеновой очень сильны. Но мы поборемся и посмотрим, что из этого получится.
— Вы говорили, у той же Крыловой в планах посостязаться на ближайшем этапе Кубка России. Как подводить себя к Играм намерены Коржова и Семенова?
— Пока под вопросом остается участие Семеновой в чемпионате России по многоборью, который пройдет в Иркутске с 29 по 31 января. Все-таки это далековато. Насколько мне известно, Коржова туда не поедет.
— В декабре в Санкт-Петербурге и Коломне прошли чемпионаты России по шорт-треку и конькобежному спорту соответственно. Какие впечатления они оставили?
— Если говорить о шорт-треке, здесь обошлось без сюрпризов. Радует, что есть конкуренция, борьба. Сложно судить об уровне атлетов, ведь это не настолько объективный вид спорта, как «конькобежка»: там основным мерилом является результат, здесь — место в турнирной таблице. На мой взгляд, ребята и девчонки показали достаточно высокий, приличный уровень. Думаю, в случае допуска наших лидеров на международную арену мы могли бы конкурировать. Я сейчас не говорю про чемпионаты мира и Европы, но на отдельных этапах КМ можно было бы сражаться за попадание на подиум или, как минимум, в финал.
— Кто бы мог это сделать, например?
— Тот же Даниил Николаев, участвовавший в отборочных соревнованиях к Играм на этапах Кубка мира. По логике, он тоже должен был ехать в Милан и Кортина-д’Ампеццо, но согласно правилам, нас могли представлять только два спортсмена — один мужчина и одна женщина. А ведь мы добыли по квоте на четырех дистанциях. Если бы то же самое произошло в «конькобежке», поехали бы четыре человека, а здесь это право получили занимавшие наиболее высокие места Крылова и Посашков. В итоге, Иван побежит «тысячу» и «полуторку», Алена — 500 и 1000 метров.
— Теперь поговорим о ЧР по конькобежному спорту…
— Если подводить какие-то итоги, традиционно неплохие результаты показали девочки на дальних дистанциях — прежде всего, речь идет о Коржовой. Ребята-спринтеры пробежали на достаточно высоком уровне. К сожалению, не могу сказать ничего обнадеживающего и внушающего какой-то оптимизм о выступлении мужчин на 1500, 3000 и 5000 метров. Лед в Коломне достаточно высокий и быстрый, поэтому сопоставлять результаты с демонстрируемыми европейскими катками вполне себе реально. И наши мужчины пока очень сильно уступают не только лидерам мирового сезона, а очень большой группе зарубежных атлетов.
— На днях завершилось заседание совета Международного союза конькобежцев (ISU). Вы уже говорили, что вопрос о допуске юниоров к международным соревнованиям на нем не поднимался…
— К сожалению, его перенесли — думаю, на слушание следующего совета, который пройдет уже после Олимпийских игр. ISU сейчас полностью сосредоточен на подготовке к соревнованиям, что неудивительно. Конечно, в глубине души надеялся, но понимал, скорее всего, до Милана и Кортины ничего не произойдет. Хотя была слабая надежда: юниоров допустят, и мы сможем принять участие хотя бы в одном этапе Кубка мира. О чемпионатах планеты и континента речь не идет, ведь отбор туда происходит по результатам КМ.
Наверное, все плавненько съедет на следующий сезон. Очень надеемся, что в конечном итоге совет ISU прислушается к рекомендациям МОК о допуске юниоров, а дальше слово уже будет за нашими ребятами. Мы готовимся к этому. Почему-то уверен, так оно и будет, и следующий сезон мы начнем как должно. Подчеркну, сейчас говорю о юношах, но в тайне лелею надежду, что то же самое произойдет и с нашими взрослыми спортсменами.
Сергей Стариков