Мужская и женская сборные России по керлингу отправляются в Швецию, где уже в субботу стартует чемпионат Европы. Главные надежды болельщиков и специалистов связаны с женской командой – наши девушки уже не раз привозили с первенства Старого Света медали, в том числе золотые.
Право представлять страну в Хельсингборге завоевала команда Алины Ковалевой, для которой это будет уже третий крупный турнир в статусе капитана. В интервью Службе информации ОКР Ковалева рассказала о подготовке к чемпионату Европы и отношениях с Анной Сидоровой, вместе с которой она играла раньше.
— Президент ФКР Дмитрий Свищев заявил, что от вашей команды на чемпионате Европы ждут медалей. Высокая задача добавляет психологического напряжения перед стартом?
— Нет. Мы и сами ждем от себя медалей. И в прошлом году ехали на чемпионат Европы за призовым местом, но тогда немного не получилось (в ноябре 2018 года команда Ковалевой заняла на турнире в Таллине четвертое место – прим. И.З.). Может быть, из-за отсутствия международного опыта. Мне кажется, сейчас мы можем это сделать. У нас достаточно сильная команда, нужно просто собраться с мыслями и продуктивно провести эту неделю.
— Право поехать на чемпионат Европы вы завоевали в отборочном турнире, обыграв в Сочи команду Анны Сидоровой. Как сами спортсмены относятся к этой системе?
— Нам очень нравится, что существует такой отбор, что всё по-честному. Едет тот, кто побеждает. Со своей командой я играю уже третий отбор, и этот получился самый сложным. Мы потратили очень много сил, выбор бросков был намного сложнее, чем на двух предыдущих отборах. И исполнение было на высшем уровне. Я даже рада, что нам пришлось так тяжело. Накал борьбы и эмоции были сопоставимы с чемпионатом Европы или мира.
— То есть обе наши ведущие команды – и ваша, и Анны Сидоровой – соответствуют уровню крупнейших международных соревнований?
— Я считаю, что да.
— Вы с Анной Сидоровой несколько лет отыграли в одной команде, а теперь стали прямыми конкурентами. Как теперь общаетесь?
— В спорте такое часто бывает, и все к этому спокойно относятся. Конечно, мы не враги, хотя и друзьями нас тоже не назвать. Уважаем друг друга, здороваемся и даже пообщаться можем, посмеяться над чем-то – это не проблема. Но когда выходишь бороться за путевку на чемпионат Европы или мира, другие люди становятся твоими соперниками.
— Вы ведь давно играете на позиции скипа в клубе «Адамант». Когда решили создавать свою команду? Может, повлияла история с поражением в отборе на Олимпийские игры в Пхенчхан?
— Да, это был один из факторов, который повлиял на мое решение. Вообще я давно играла скипом – мне кажется, это моя позиция. Может быть, раньше просто не хватало опыта набрать свою команду, да и не было игроков, чтобы мы могли составить какую-то конкуренцию нашей основной сборной. Но после того, как мы не попали в Пхенчхан, начали с девочками готовиться к чемпионату России. Тогда я поняла, что мы не хуже и можем побороться. Хорошо отыграли на чемпионате страны и решили, что будем бороться за право представлять страну на международной арене.
— Как вы объявили об этом Анне Сидоровой? Звонили, встречались?
— Я лично ей ничего не говорила. После чемпионата России, когда мы узнали, что можем участвовать в отборе, и так уже было понятно, что я останусь в своей команде и попытаюсь добиться успеха со своим составом.
— В вашей команде произошли изменения. В составе нет Анастасии Брызгаловой и Ульяны Васильевой. Расскажите о тех, кто их заменил.
— Да, у нас поменялось два игрока. Появились Настя Даньшина и Маша Комарова. Настя весь предыдущий сезон ездила с нами как шестая, выступала на Универсиаде вместе с Катей Кузьминой и Ульяной Васильевой. Мы к ней уже привыкли, весь прошлый год провели как одна команда. А с Машей давно выступаем вместе в «Адаманте», я ее знаю очень хорошо, с самого детства. Она пришла ко мне в команду еще в 14 лет, совсем юной. Можно сказать, растили ее. Знаю, что Маша хороший игрок. Ей просто надо чуть-чуть привыкнуть к команде. Она вернулась из дисциплины дабл-микст, поэтому ей чуть сложновато в «классике» сейчас. Стараюсь ее поддерживать, подсказывать что-то. Еще немножко, и она полностью адаптируется.
— Насколько велика роль скипа при формировании команды? Или это всегда тренерское решение?
— Тренер всегда со мной советуется, мы очень много обсуждаем состав, как можно варьировать игроков. Сейчас наш состав больших дискуссий не вызвал – в принципе, было очевидно, кто на каком номере. Галя Арсенькина и Катя Кузьмина как играли на первом-втором, так и продолжают. Они идеальны на этих позициях. Мы только Машу рассматривали на третий номер – и в принципе все. Решили больше ничего не менять.
— Вы сказали, что скип – ваша позиция. Как это поняли?
— Не знаю. Может, потому что мне постоянно говорят об этом. И девчонки в меня верят именно как в скипа. Конечно, я могу на любой позиции сыграть – в команде Ани Сидоровой я играла и на первом номере, и на втором. Но ближе всего мне, конечно, позиция скипа – все эти ощущения, переживания, борьба с собой.
— Но для этого нужно иметь стальные нервы?
— Да, я очень много надо собой работаю. Мы и с психологом Елизаветой Кожевниковой раньше много общались. К сожалению, в этом сезоне сотрудничество прекратилось. Она нам очень помогала, давала интересные задания. Было интересно анализировать свое тело и разум до, во время и после этого процесса.
— О чем должен думать скип в момент, когда он делает решающий бросок?
— Мы об этом много разговаривали с Лизой. И когда она меня спрашивала: «О чем ты думаешь?», я понимала, что ничего не помню. Старалась несколько раз, даже пересматривала свои игры, броски. Смотрю на себя со стороны и не помню, о чем думала. На льду просто абстрагируюсь от всего – от внешних и внутренних раздражителей. Получаю от девочек информацию по поводу льда, трека, по которому мы кидаем, выдыхаю и делаю бросок.

— Есть в мире скипы, на которых ориентируетесь?
— Мне очень нравится команда Швеции, именно как команда. Они действительно выглядят как одно целое. Дружат, любят вместе проводить время и при этом очень много работают в зале и на льду. Конечно, на них можно и нужно равняться. Можно даже сказать, что я ими восхищаюсь. Они – Олимпийские чемпионки (команда Анны Хассельборг победила на Играх-2018 в Пхенчхане – прим. И.З.), которые долго к этому шли через победы и поражения. Конечно, это достойно уважения.
В Канаде тоже очень много команд, которые нравятся. Сейчас часто наблюдаю за командой Керри Эйнарсон. Их третий номер Валери Свитинг раньше тоже была капитаном и очень хорошо вела игру. Мне кажется, это очень важно, когда у тебя третий номер так понимает игру, знает, когда к тебе подойти, что-то посоветовать, где-то взбодрить или, наоборот, успокоить.
— Главные конкуренты на чемпионате Европы – уже упомянутые шведки?
— Конечно! Еще у Швейцарии очень сильная команда Сильваны Тиринзони. У Шотландии Ив Мерхед сейчас в отличной форме. Мы с ними играли в Дудинке в финале Arctic cup и, к сожалению, уступили, потому что были не настолько хороши в тот момент. Точнее я. Девчонки-то играли хорошо, а у меня что-то не пошло. Еще команда Германии очень хорошо себя проявляет. Мы иногда пересекаемся на турнирах. Хотя в этом году с немками еще ни разу не встречались.
— Олимпийские игры остаются главной целью?
— Конечно, это наша главная общая цель. Мы к ней идем и продолжим идти, чего бы нам это ни стоило. Но пока загадывать так далеко сложно – еще два с половиной года впереди. Надо не забывать смотреть вокруг и наслаждаться тем, что у тебя есть сейчас и чем ты занимаешься. Одним словом, стараемся жить сегодняшним днем – работать, тренироваться и просто радоваться жизни.
Илья Зубко,
Служба информации ОКР