На Играх XXII Олимпиады в Москве советские прыгуны в воду выиграли 6 медалей различного достоинства – по две золотые, серебряные и бронзовые награды.
Соревнования проходили в бассейне спорткомплекса «Олимпийский» с участием 67 спортсменов из 23 стран. В программе Игр у мужчин и женщин разыгрывались 4 комплекта наград: на 10-метровой вышке и 3-метровом трамплине, где первенствовали Ирина Калинина и Александр Портнов.
К слову, Калинина до сих пор остается единственной из отечественных спортсменок Олимпийской чемпионкой в индивидуальных прыжках с 3-метрового трамплина.
Олимпийский дебют у Ирины состоялся в 1976 году на Играх в Монреале. Но он сложился не совсем удачно: на вышке она стала четвертой, на трамплине – седьмой.
– После Монреаля я не собиралась завершать спортивную карьеру и сразу решила, что буду выступать на следующих Играх в Москве, – рассказала в интервью Службе информации ОКР Олимпийская чемпионка Ирина Калинина (после замужества Бажина – прим. М.Б.).
– На предыдущих Олимпийских играх вы выступали в двух видах программы, а в Москве только в одном. С чем это связано?

– У меня было травмировано колено, и на вышке при толчке от жесткой опоры возникала очень сильная боль. Поэтому мы с тренером приняли решение акцентировать внимание на прыжках с трамплина.
– Как восприняли бойкот Игр-80 со стороны некоторых стран?
– Расстроилась. За два месяца до этого я выиграла Кубок мира, в котором участвовали все сильнейшие спортсменки, включая американок. И мне очень хотелось побороться с ними в Москве.
– С кем в итоге пришлось соперничать?
– С немками Мартиной Прёбер и Кариной Гутке – на тот момент они были очень сильны.
– Как настраивались перед стартом?
– Во время соревнований старалась соперниц не видеть, а думать только о своих прыжках. Помимо этого, выходя на снаряд, всегда смотрела на тренера (заслуженный тренер СССР Борис Павлович Клинченко – прим М.Б.). У него был коронный жест – он проводил рукой в области сердца, показывая мне, что надо успокоиться. И мне это помогало.
Когда начались соревнования, я сильно переживала за первый прыжок. На трибунах собралось много болельщиков, и вдруг кто-то закричал: «Ирина, давай! Мы из Пензы!». Я сразу занервничала и прыгнула не слишком удачно. Подумала про себя: «Нельзя так волноваться! Надо прыгать, как на тренировке». И потом всё сразу стало получаться.
– Где проходила предолимпийская подготовка?
– За месяц до Игр мы готовились к соревнованиям в бассейне спорткомплекса «Олимпийский».

– А жили в Олимпийской деревне?
– Нет, разместили нас в 10 минутах ходьбы от бассейна в гостинице «Славянка». В деревню переехали позже.
– Спорткомплекс «Олимпийский» впечатлил?
– Да. Красивое, современное и необычное по своей конструкции сооружение. До этого в стране строили однотипные бассейны, и не во всех было удобно прыгать, потому что трамплины находились рядом с бортиком.
– Благодаря стеклянной перегородке впервые соревнования по прыжкам в воду и плаванию проводились одновременно. Лично вам мешали звуки, доносившиеся из соседнего плавательного бассейна?
– Во время моего финала соревнования по плаванию не проводились. Но мужчинам в этом плане повезло меньше. Александр Портнов сорвал прыжок на трамплине из-за оглушительной реакции зрителей, которые наблюдали за состязаниями пловцов (в бассейне в этот момент проходил финал на дистанции 200 м брассом, где первые три места завоевали советские спортсменки Лина Качюшите, Светлана Варганова и Юлия Богданова – прим. М.Б.). По правилам, если прыжку помешали внешние обстоятельства, то спортсмен может эту попытку перепрыгнуть. И ему такую возможность дали. В итоге он завоевал золотую медаль.
– После той победы слава на вас обрушилась?
– Признаться, такого не помню. Были чествования, но там поздравляли всех спортсменов.
– Долго еще оставались в Олимпийской деревне?
– До конца соревнований. Я тогда жила в Москве, но домой ехать не хотела. Что мне там делать одной!? А в деревне можно было ходить на концерты. Помню, что большое впечатление на меня произвели спектакль Театра кукол Сергея Образцова «Обыкновенный концерт», а также встречи с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым.
– Общались со спортсменами из других видов спорта?
– Дружили с гимнастками, с которыми часто вместе находились на сборах. А с ребятами мы вообще редко пересекались, потому что девочки и мальчики жили в разных корпусах.
– Многие участники Игр отмечали разнообразное и вкусное питание в деревне. Какое блюдо стало любимым у вас?
– Мои старты закончились рано, и диету уже не надо было соблюдать. В то время я очень любила мороженое, поэтому радовалась, что могла брать его в любом количестве и бесплатно!
– Сувениры остались с московских Игр?
– Тогда в основном покупала книги, а также различные предметы для дома — скатерти, салфетки. А об Играх сейчас напоминают золотая медаль и олимпийский мишка.
Маргарита Балакирева, Служба информации ОКР