/НИ СЛОВА О СПОРТЕ/ Екатерина Лобышева: «Никакие учебники и интернет не заменят живого общения с педагогом»

Завершение карьеры – один из самых болезненных этапов в жизни каждого спортсмена. О том, как преодолеть трудности, возникающие после ухода из большого спорта, Службе информации ОКР рассказала двукратный бронзовый призер Олимпийских игр по конькобежному спорту Екатерина Лобышева, получившая недавно диплом выпускника программы «Мастер спортивного управления» Российского международного олимпийского университета (РМОУ).

— На бумаге у профессионального спортсмена образование может и есть, но нет навыков его применения, — считает Екатерина. — Из памяти многое стирается, да и ситуация в стране и мире постоянно меняется. Знания, полученные в 20-25 лет, в 35 могут уже быть неактуальными.

После завершения карьеры я запустила пилотный проект под названием «Школа чемпионов». Поначалу развивала его почти интуитивно — на основе практических умений и знаний. Но мне очень хотелось подкрепить свои действия серьезной теоретической базой. Поэтому было принято решение поступать в Российский международный олимпийский университет (РМОУ) на факультет «Менеджмент в спорте».

В РМОУ прекрасные педагоги-практики. Каждому из нас они дали нужные и полезные навыки. А ещё я обрела много новых друзей, что не менее важно. За время учебы у нас сформировался дружный, сплоченный коллектив. Надеюсь, наше взаимодействие продолжится и после завершения периода пребывания в РМОУ. Думаю, мы сможем вместе эффективно работать над новыми идеями, реализовывать уникальные проекты.

В ШКОЛЕ БЕЗ ПОБЛАЖЕК

— Когда-то в школе многие учителя считали, что я прикрываюсь спортом, чтобы не ходить на уроки. Называли прогульщицей и рассказывали одноклассникам на моем примере, как не нужно делать. Более лояльное отношение появилось когда преподаватели поняли, что я уделяю конькобежному спорту все свободное время, показываю хорошие результаты и могу вырасти в спортсмена высокого уровня.

Тем не менее поблажек не было, нагрузку мне не снижали. Тренер тоже заставлял постоянно брать с собой на сборы учебники, чтобы свободное от коньков время посвящать самообразованию и выполнению домашних заданий. Честно говоря, мне и самой хотелось демонстрировать одноклассникам, что я иду с ними в одном ряду, а не нахожусь среди отстающих.

Поэтому распорядок дня был очень плотным. После школы ненадолго забегала домой, чтобы переодеться, перекусить и умчаться на каток. Вечером делала уроки и сразу спать. Свободного времени почти не оставалось, но я ни о чем не жалею.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

👩🏻‍🎓 «Мастер спортивного управления»!!! ☝️Дипломированный специалист!!! ⠀ ✔️Вот и закончилось наше обучение☺️ ⠀ Время пролетело незаметно, но очень интересно!!! ✔️Много получено информации ✔️Множество новых друзей ✔️Осознание правильности выбранного решения получить дополнительного образования ✔️Много планов и идей ⠀ Время переждать короновирус и действовать!!! 👍 #riou #научимпобеждать

Публикация от Ekaterina Lobysheva (@lobyshevaea)

ВМЕСТО ЖУРФАКА — СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

— Профессиональным спортсменам времени на учебу всегда не хватает. Конечно, образование мы в конечном итоге получаем, но из-за постоянных сборов и соревнований посещать лекции почти не удается. Это приводит к тому, что мимо нас проходит много драгоценной информации. Никакие учебники и интернет не заменят живого общения с педагогом.

Должна сказать, что учиться я любила всегда. Например, в школе выучила немецкий язык и достаточно хорошо на нем потом изъяснялась. Правда, побывав на нескольких крупных турнирах, поняла, что среди конькобежцев он не особо популярен. Так пришла идея осваивать английский с помощью разных программ и самоучителей.

В свое время я окончила Коломенский государственный педагогический институт и очень хотела продолжить обучение в другом вузе. Планировала МГУ и даже прошла вступительные испытания на факультет журналистики, но второе высшее можно было получить лишь в очной форме. Постоянно присутствовать на лекциях, даже если очень хочется, действующий спортсмен не может.

Ректор МГУ предложил поступить в магистратуру, но основная часть образовательного процесса в таком случае опять-таки проходила бы дистанционно. Мне же хотелось общаться с преподавателями и получать знания из первых уст. «Золотой середины» найти не удалось, и в итоге от идеи поступления в вуз на тот момент пришлось отказаться.

Впоследствии после ухода из конькобежного спорта мои интересы поменялись. Вместо журналистики я выбрала спортивный менеджмент.

«ШКОЛА ЧЕМПИОНОВ»

— Когда закончила карьеру, у меня уже был маленький ребенок. Поэтому хотелось работать недалеко от дома. Но спортивные школы предлагали зарплату 15000 рублей в месяц, а быть тренером в сборной означало большое количество перелетов и дальних поездок.

Постепенно появилась идея создать свою «Школу чемпионов». Тут вопрос даже не денег, а дальнейшего роста и карьеры. Важно поддерживать имидж наших олимпийцев и уважать их заслуги. Для этого недостаточно назвать чьим-то именем стадион или бассейн, на котором заслуженный спортсмен появится, возможно, раз в жизни. Для олимпийцев, которые хотят делиться опытом и работать в школах, нужно создавать условия. Тем более у родителей есть запрос на то, чтобы ребенок оказался в надежных, профессиональных руках. Заодно это позволит повысить популярность отдельных видов спорта и вовлечь детишек в регулярные занятия физической культурой. Спорт – это, в первую очередь, здоровье.

Материал, который нам давали в РМОУ, тут же старалась применить на практике в своем проекте. Кстати, я не считаю зазорным советоваться с преподавателями РМОУ по вопросам, связанным с моей работой, также активно общаюсь с однокурсниками, многие из которых такие же спортсмены-олимпийцы как и я.

В ТРЕНЕРЫ — 5 ПРОЦЕНТОВ

— В первую очередь, «Школа чемпионов» — это большой социальный проект, который реализуется в регионах. Мы проводим образовательные семинары, мастер-классы, развиваем адаптивный спорт. Но одна из главных задач проекта заключается в том, чтобы дать моим коллегам, завершившим профессиональную карьеру, возможность остаться в любимом виде спорта и передать знания подрастающему поколению.

Спортсмены-чемпионы являются гордостью и национальным достоянием России. Мы хотим, чтобы отток спортивных специалистов в другие сферы деятельности был минимальным. Пока же, если посмотреть статистику, например, тренерскую работу выбирают лишь около 5 процентов бывших спортсменов. Это происходит во многом из-за страха остаться ни с чем.

Проблема трудоустройства спортсменов, завершивших карьеру, стоит сейчас достаточно остро. Если у Олимпийских чемпионов и чемпионов мира за годы выступлений, как правило, появляется  финансовая «подушка безопасности», то тем, кто по разным причинам не достиг олимпийских высот, поддержка очень нужна.

Когда у тебя уже есть семья и дети, которых нужно кормить, финансовый вопрос особенно важен. Мы помогаем спортсменам получить образование, предлагаем им новую деятельность, для которой нужны совершенно другие знания.

СПОРТИВНАЯ ЭКОСИСТЕМА

— В наших планах создать сеть спортивных клубов, носящих имена олимпийцев, которые в них преподают. Таким образом все «Школы чемпионов» будут представлять собой единую экосистему. Например, конькобежцы в летней подготовке активно используют велосипеды. Нанимать тренера, который расскажет, как правильно крутить педали, довольно затратно, а отсутствие техники влечет за собой травмы. В рамках нашего проекта занимающиеся смогут развивать навыки, в том числе, в смежных видах спорта.

Те же конькобежцы смогут летом выехать на сбор к велосипедистам, где именитый спортсмен расскажет о правильной технике, проконтролирует процесс тренировок. Это позволит не только эффективно подготовиться к сезону, но и снизить уровень травматизма.

Савва Тимофеев, Служба информации ОКР

Фото из личного архива Екатерины Лобышевой