Олимпийский чемпион-2010, серебряный призер Игр в Сочи и трехкратный чемпион мира по лыжным гонкам Никита Крюков считает себя заядлым автомобилистом, хотя машины, как перчатки, не меняет.
О своем первом водительском опыте в отцовском гараже, инциденте на Садовом кольце и апгрейде призового автомобиля титулованный спортсмен рассказал в рамках рубрики «Ни слова о спорте».
ГОНКИ НА СИНЕЙ «ДЕВЯТКЕ»
— Частично разделяю мнение Остапа Бендера, что автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Согласитесь, приятней управлять транспортным средством, оснащенным климат-контролем, сидениями с электрорегулировкой и другими опциями, делающими поездку комфортной и неутомительной. Когда задумался о том, чтобы получить первые навыки езды, о таких «прибамбасах» речь вообще не шла. Машина была лишь аппаратом, способным, как в старой школьной задачке, доставить человека из пункта «А» в пункт «Б».

Прав у меня, восемнадцатилетнего парня, на тот момент не было, и когда родители ложились спать, я тайком брал ключи и бежал в гараж, где стояла синяя «девятка» отца. Сначала ездил по бетонному покрытию взад-вперед, а через несколько дней, набравшись смелости, выбрался на ночные улицы подмосковного Дзержинского. На пассажирском месте сидел мой друг, выступавший в роли инструктора. Мы понимали, что езда без прав тянет на административное правонарушение и могла аукнуться папе, если бы нас остановили сотрудники ДПС. Но желание как можно быстрее освоить шоферское дело перевесило все возможные неприятности.
Дзержинский – небольшой городок с населением около 40 тысяч. Ночью дороги были свободными, становясь на несколько часов прекрасным автодромом. Я ни разу не попал в аварийные ситуации, хотя на светофорах «глох» регулярно, за что получал устные взыскания от своего педагога.
Ночные «покатушки» сделали свое дело, и экзамены в автошколе были сданы с первого раза. Не могу сказать, что был прилежным учеником. Я учился с мая по июнь, а уже в конце мая мне пришлось уехать на сборы. Теоретическую часть, то есть билеты, осваивал сам, в свободное от тренировок время. Что касается практической езды, то успел всего три раза покататься с инструктором и меня отказались допускать к экзамену, ссылаясь на недостаточное количество наезженного времени. Пришлось пойти к руководству автошколы и включить все свое обаяние, объяснив попутно причины пропуска занятий.
Даже бросил такую фразу: «Я заплатил вам деньги за обучение и если не сдам, это будут мои проблемы». Педагоги не стали вставлять мне палки в колеса и пошли навстречу. Тем более что инструктор хвалил меня, как способного и грамотного водителя. Хороший был человек — сажал меня за руль и разрешал погонять, что «чайникам», то есть начинающим автомобилистам, делать было запрещено.
ШКАТУЛКА-КОПИЛКА
— Когда права были в кармане, мы с отцом делили его ВАЗ-2109. Зная мои пристрастия к гонкам, родитель неохотно давал ключи от своей ласточки. Было понятно – надо искать деньги на собственную машину. Я приобрел большую шкатулку, на которой заглавными буквами написал: «НА АВТОМОБИЛЬ». Сначала в загашник складывались купюры мелкие, но когда попал в сборную России, процесс накопления пошел быстрее. Мне в команде полагалась зарплата, призовые от каких-то выступлений — и вот, наконец, кубышка наполнилась.

Вопрос, какую машину покупать, новую или подержанную, передо мной не стоял. Я придерживался принципа старика Генри Форда, утверждавшего, что автомобиль может быть любым, при условии, что он новый. Поехал в салон и взгляд сразу упал на Passat B6. Машинка цвета «черный металлик» была в эксклюзивных бамперах, модном обвесе – несколько экземпляров на всю Москву. Еще и поставил кованые диски, одним словом, глаз не оторвать. В ценах 2009 года покупка обошлась мне в 1 200 000 рублей.
Сразу застраховал по КАСКО и не пожалел. В первый же вечер, на парковке заехал в сугроб, и дорогостоящий бампер дал трещину. «Боевое крещение» расстроило ужасно, было ощущение, что произошла трагедия. Еще не зная точного «диагноза», поехал в страховую компанию, но там все вопросы утрясли оперативно, и я получил компенсацию, на которую у официального дилера побитую деталь заменили.
Новый автомобиль стимулировал к быстрой езде, и если трасса оказывалась свободной, я не отказывал в удовольствии надавить на акселератор. Но соблюдал ряд незыблемых для себя условий. Во-первых, не создавать аварийных ситуаций (читайте — не играть в «шашечки»), во-вторых, придерживаться правила трёх «д» (дай дорогу дураку).
Сейчас на наших автотрассах масса водителей, не отличающихся джентльменским поведением по отношениям к соседям по потоку. К таким субъектам отношусь негативно, но предпочитаю с ними не связываться. Конфликт может обернуться большими неприятностями. Сейчас поймете, почему.
АВТОХАМ С ПИСТОЛЕТОМ
— Однажды на моем пути возник автохам, не дававший спокойно двигаться где-то в районе Садового кольца. У меня тогда была Kia Shuma (на нее пересел сразу после отцовской «Лады»), а оппонент ехал на Lancer. Сначала мы обменялись грозными взглядами и малоприличными жестами, а затем и вовсе остановились. Мне бы сидеть на месте, но молодая и горячая кровь потянула в бой.
Неожиданно стекло со стороны водителя опустилось, и оттуда показался пистолетный ствол. Жизнь сразу пролетела перед глазами, а в голове загорелся красный сигнал тревоги. От трагедии спасла реакция — догадался рукой отвести оружие вверх. Прозвучал выстрел, и волосы на моей макушке зашевелились – было ощущение, что пуля просвистела над головой в нескольких миллиметрах. Честно говоря, я до сих пор не знаю, было ли это боевое оружие или травматическое, да и какое это имеет значение!
Рядом на светофоре стояли сотрудники ДПС, сразу поспешившие мне на помощь. Я показал удостоверение курсанта Московского университета МВД, обрисовал ситуацию и уехал. Мне никто не звонил и не беспокоил, а что стало со стрелком – неизвестно. Но данный эпизод научил многому – дорога требует контроля над эмоциями, иначе твоих близких и друзей может постигнуть горе.
Между людьми должны существовать определенные человеческие отношения и выплескивать агрессию по пустякам не стоит. Это касается и общения с «гаишниками», которых многие автолюбители считают едва ли не главным злом на дороге. Меня, как и всех, останавливают люди в форме, но я не выпускаю иголки, а только вежливо отвечаю на вопросы. Не выходил из себя, даже когда выписывали штрафы – люблю проехаться с «ветерком».
ПРОВЕРЕННЫЙ БРЕНД
— Для любого автолюбителя вопрос о заправках далеко не праздный. На неизвестной точке можно нарваться на «паленое» топливо и одним махом загубить двигатель, ремонт которого обойдется в копеечку. С тех пор как на мне появилась форма сборной России по лыжным гонкам, я отдаю предпочтение только одной заправочной сети – Лукойл. Это официальный спонсор Федерации лыжных гонок России и хорошо раскрученный бренд, славящийся горюче-смазочными продуктами высокого качества.
Возможно, на меня подействовали рекламные обязательства – нашивки на лбу, на груди и других местах. Справедливости ради отмечу, что проблем с бензином у меня никогда не возникало и значок «Check Engine» — проверьте двигатель, на приборной панели не загорался. На мой взгляд, проблема контрафактного топлива на отечественных АЗС кое-где сохраняется. Когда едешь по Европе, то вообще не задумываешься, в каком месте залить полный бак.

Честно признаться, я не любитель утомительных путешествий. Моя самая длинная поездка насчитывала порядка 850 километров, даже тысячу не отмерил. Чаще всего приходилось ездить в Раубичи (Белоруссия) или в Псков, там у нас база «Остров». Когда выбираюсь в Старый свет, то предпочитаю автомобиль брать в аренду. За него не переживаешь, как за свой собственный, а обязательная страховка позволяет не бояться мелких поломок и аварий.
ДАРЕНОМУ КОНЮ В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ
— С 2006 года в традицию вошло за олимпийские награды премировать спортсменов люксовыми автомобилями. В 2010-м я стал Олимпийским чемпионом в индивидуальном спринте и почти как герой фильма «Служили два товарища» вопрошал: «И какая же мне награда за это будет?».
Золотым медалистам на Васильевском спуске вручили ключи от премиального кроссовера Audi Q7. Машина была «пустой», то есть в бедной комплектации, золотистого цвета (в соответствии с достоинством награды) и с бензиновой «шестеркой» объемом 3,6 литра, кстати, не самой удачной в этой линейке.
За свои деньги установил круиз-контроль, механизм складывания зеркал заднего вида, Bluetooth и еще ряд опций для комфортного перемещения. Даже несмотря на скудость оборудования, я был на седьмом небе от счастья. В юности грезил автомобилями из Ингольштадта, обклеив весь домашний балкон постерами с изображениями машин этой марки.
Естественно, возникает вопрос, а почему сразу не купил Audi? Все просто – мой Passat стоил на 500 000 рублей дешевле, чем самая скромная мечта детства. В ту пору для меня такая сумма выглядела неподъемной.
Понятно, что такой автомобиль обслуживать в гаражном кооперативе неразумно. Пока действовала гарантия, ездил к официальному дилеру и все ТО проходил строго в срок. Удовольствие не из дешевых, но Олимпийскому чемпиону несолидно считать копейки.
Шучу, конечно. Денег много не бывает, а тут и налог приходилось платить за 40 000 рублей. Сейчас часто муссируются темы о включении транспортного налога в стоимость бензина. Мне это кажется рациональным решением. Многие спортсмены ездят мало – сборы, соревнования, а машины в это время стоят без движения, но раскошеливаться за них все равно надо.

В 2014 году в Сочи мы с Максом Вылегжаниным взяли «серебро» Олимпийских игр в командном спринте. На сей раз спортсменам были преподнесены шикарные автомобили в максимальной комплектации. Мне достался белоснежный Mercedes-Benz ML, упакованный «под завязку» — с шикарной панорамной крышей, передней и задней камерами, светодиодной оптикой.
Q7 пришлось продать, но роскошью автомобиля с трехлучевой звездой на решетке радиатора наслаждался недолго. На «мерине» стала ездить жена. Юля грамотный и ответственный водитель, с большим стажем, поэтому уступил машину супруге без раздумий.
АВТОМОБИЛЬ — ХОРОШО, А ВЕЛОСИПЕД — ЛУЧШЕ
— Наша семья не представляет себя без автомобиля. Каждый всегда на колесах. Когда ML перешел в женские руки, я взял себе снова Q7, которую мне пригнали из Германии. Но был один случай, когда машина ушла на второй план. Юля лежала в московском роддоме № 3 (готовилась рожать Максима, второго ребенка), а мне нужно было срочно к ней. Не добираться же из Одинцово через Кутузовский проспект и Нежинскую улицу по многокилометровым заторам?!

Выход был найден простой. Сел на велосипед, приехал к жене, а потом, не спеша, с рюкзаком за плечами, двинулся в обратный путь. Это была еще и хорошая разминка. Народ из своих машин поглядывал на меня с любопытством.
Как любой автомобилист, я ненавижу пробки. Меня раздражает сидение за рулем час-другой без движения. Но если куда-то тороплюсь, адреналин зашкаливает. Хотя понимаю, что взлететь над дорогой не смогу. Нервы в порядок приводят Comedy Radio и, если малышня в салоне, Детское радио. Еще люблю слушать электронную музыку – Пола ван Дайка, например. К року и шансону отношусь равнодушно, хотя под настроение иногда тянет включить попсу.
Когда стою в заторах, не без интереса разглядываю другие машины, на которых передвигаются наши сограждане. Сейчас Москву буквально заполонили Solaris и Kia Rio. Эти модели не так давно вышли на рынок, но уже смогли завоевать доверие покупателей. Становится обидно за наш автопром – почему никак не удается сделать надежный, комфортный автомобиль с эффектным дизайном и главное – разумным соотношением цена/качество?!
Как говорится в прекрасном фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить, а купив – задумывается о том, чтобы продать. У нас сейчас с Юлей такой проблемы нет. Я недавно открыл академию Олимпийского чемпиона Никиты Крюкова «ResultFit» и все мои мысли связаны только с этим проектом. А автомобиль, как ни крути, это лишь средство передвижения из пункта «А» в пункт «Б».
Владимир Топильский,
Служба информации ОКР