Если бы кто–то пару месяцев назад заявил, что у российского спортсмена будет медаль Олимпийских игр в ски–альпинизме, это вызвало бы, как минимум, удивление. То же самое предположение год назад – пожалуй, высмеяли бы. А в ответ на такие слова в начале нынешнего олимпийского цикла многие просто бы спросили: «А что такое ски–альпинизм?»
История Никиты Филиппова – это, прежде всего, пример веры в себя и следования выбранной дороге до конца.
«Ну что, ребята, вот она медаль! Мужик сказал – мужик сделал! И кто там не верил в меня в прошлом сезоне? Вот так вот делаются вещи, легендарная тема!», – радовался вчера Филиппов в видеосообщении в своем Telegram-канале, где число подписчиков за сутки выросло вдвое.
Торжествовать серебряный призер Игр-2026 имел полное право – ведь он пошел, как говорят в покере, «олл–ин», и его ставка сработала. Хотя скептиков хватало. До нынешнего сезона не то что у Филиппова, а у всех российских ски–альпинистов не было призовых мест на этапах Кубка мира. Ни одного пьедестала за всю историю!
Самому Филиппову, как уроженцу Камчатки, не чужды ни восхождения на горы (первую вершину в этом краю вулканов он покорил в 9 лет), ни беговые и горные лыжи. В детстве Никита занимался каратэ, биатлоном, лыжными гонками, но возникли нюансы.
«На Камчатке я был лучшим в своем возрасте, но выездов на соревнования у нас не было. Решил попробовать в ски–альпинизме, и в 2017 году мне предложили поехать со сборной России на первенство мира в Италию. Я согласился, мы отправились на сборы на Эльбрус, и там меня горы окончательно захватили» – вспоминал 23-кратный чемпион России в интервью пресс–службе ОКР.
Никита всегда считался талантливым юниором – в 2020-м съездил на Олимпийские игры, только юношеские, в Лозанну. И стал там шестым в спринте и 11-м в индивидуальной гонке. Два года спустя пришли две новости. Хорошая – ски–альпинизм включили в программу Игр-2026. А про плохую вы и так знаете. Но Филиппов решил – вот он, его шанс на олимпийскую медаль!
Весной 2024-го Международная федерация ски–альпинизма первой из представителей зимних видов спорта допустила россиян до стартов в нейтральном статусе. К декабрю его получили первые атлеты, по ходу сезона их число дошло до девяти. Филиппов на этом фоне заметно выделялся, досрочно обеспечив себе олимпийскую лицензию. Хотя были и досадные осечки вроде падения в спринте на чемпионате мира, где подвел инвентарь, или не самого удачного выступления на дебютном этапе Кубка мира в Азербайджане.
«Хотелось сразу быть если не на пьедестале, то в топ-5. Но, как часто бывает, первый блин вышел комом. Но ничего, уже на следующем этапе я стал восьмым, и то по причине собственных ошибок — мог спокойно попадать в финал. При этом ни на одном старте у меня не было ощущения, что я какой–то там слабый, чтобы бороться за высокие места, что я не отберусь на Игры» – цитата из того же разговора с нашим героем.
На предолимпийском этапе Кубка мира команда Филиппова, которую возглавляет его отец Алексей, старший тренер национальной сборной, уже целенаправленно готовилась к Играм. Собрали информацию для моделирования подготовки, провели видеосъемку трассы и в межсезонье сделали ставку исключительно на спринт.
С началом сезона эти планы стали воплощаться в реальность. Филиппов приехал на этапы Кубка мира и стал показывать, что он ничем не хуже признанных лидеров. Приобретенный в прошлом сезоне опыт тоже помогал – и вот он, первый пьедестал! А за ним и второй, а мог быть и третий, если бы в Андорре гонки не отменили из–за мощнейшего снегопада.
Никита спокойно провел заключительный сбор в Италии, где уже тренировался осенью, и прибыл в олимпийскую деревню за несколько дней до главного на данный момент старта в жизни.
«Сказал себе утром: Никитос, потерпи 3 забега – и всю жизнь будешь кайфовать», – с улыбкой делился с журналистами Филиппов уже после серебряного финиша. Что ж, кайфуй, Никитос, теперь можно! Хотя есть ощущение, что в истории Филиппова, которому всего 23, не написано еще много глав. И серебро в олимпийском Бормио – только отправная точка.
Антон Бабошин