Матч с Тунисом, выигравшим два последних чемпионата Африки (2017, 2021), получился для россиян очень тяжёлым. За четыре минуты до конца основного времени хозяева уступали с разницей в 10 очков, но сумели сравнять счёт и перевести выяснение отношений в овертайм. В нём они взяли верх — 81:73 (13:15, 20:13, 16:21, 18:18, 14:6).
Ливийцам же сборная России учинила форменный разгром —108:60 (23:20, 28:13, 29:14, 28:13). Тунисцы, в свою очередь, тоже убедительно переиграли географических соседей — 96:71 (23:21, 28:16, 25:22, 20:12).
В обоих матчах у нашей команды самым результативным становился форвард Антон Астапкович. Во встрече с Тунисом он набрал 19 очков, с Ливией — 16. В итоге игрок ЦСКА стал обладателем титула MVP турнира.
Служба информации ОКР связалась с главным тренером российской сборной Зораном Лукичем.
— Насколько полезными получились, на ваш взгляд, матчи с командами Северной Африки?
— В условиях, когда нет возможности участвовать в официальных соревнованиях, полезен любой матч. Как минимум, мы даём шанс проявить себя молодым игрокам.
— Не находите, что на этот раз пользы было больше, чем прежде, потому что Тунис не ограничился ролью спарринг-партнёра, как Ливия, а показал себя весьма сильной командой?
— Любопытно, что до этого Тунис почти в том же составе дважды проиграл Ливии. Сейчас любая команда может преподнести сюрприз. Все вкладываются в баскетбол, развивают его, так что к понятию «фаворит» надо подходить осторожно.
Мы провели трёхдневный учебно-тренировочный сбор, а затем приняли участие в турнире во время «окна» в международном календаре, когда проводились отборочные матчи чемпионата Европы 2025 года. Посмотрите на результаты. Германия в одной из двух встреч проиграла Швеции, а ведь это чемпион мира. Словения уступила Португалии. Всем известен португальский футбол, но не баскетбол.
В матче с Тунисом мы отлично создавали выгодные ситуации, однако не реализовывали броски с открытых позиций. Бывают такие дни, когда мяч упорно не идёт в кольцо. За четыре минуты до конца основного времени у нас был ужасающий показатель в трёхочковых — два попадания при 22 попытках.
— В итоге-то оказалось 7 из 31, то есть 22 процента.
— Это тоже очень низкий показатель. Зато в матче с Ливией наши игроки сразу попали издали 3-4 раза — и игра пошла.
— Очевидно, вы знали силу сборной Туниса, потому что на этот раз российский состав не напоминал молодежную команду?
— Никогда не стремился подменить главную команду молодёжной. План состоял в том, чтобы привлекать каждый раз несколько молодых игроков.
— Но теперь вы позвали 30-летнего форварда Антона Астапковича и 29-летнего центрового Александра Ганькевича. В матче с Тунисом именно они внесли решающий вклад в успех: провели больше всех времени на площадке и набрали больше всех очков в составе нашей команды —19 и 13 соответственно.
— Если будем рассчитывать только на молодёжь, то просто забудем о старших. До этого мы обходились без них, но теперь пришли вместе с федерацией к выводу, что на каждую игру надо приглашать двух-трёх опытных игроков. В этот раз я решил «активировать» Астапковича и Ганькевича. Если первый проводит на площадке немногим меньше времени, чем раньше, то второй в ЦСКА совсем не играет.
Подобная ситуация у многих россиян. Разыгрывающий Александр Щербенёв в команде «Локомотив-Кубань» играл заметную роль, а в «Зените» выходит буквально на пять минут.
— В Единой Лиге ВТБ его средний показатель равен 9 минутам, но в матчах с лидерами он получал даже не пять минут, а две-три.
— В таких условиях баскетболист не сможет прогрессировать. Большинству игрового времени не хватает, так что матчи за сборную для них полезны и по этой причине.
В клубах достаточно задействованы Александр Хоменко («Пари НН») и Андрей Мартюк («Локомотив-Кубань»). Владислав Емченко в краснодарской команде играет, но значительно меньше, чем раньше. А у Андрея Лопатина в УНИКСе, считаю, просто не пошло. В этой команде он не столь результативен, как в МБА.
— В Нижнем Новгороде немало времени на площадке проводит Александр Чадов.
— Так он, приехав на сбор, в прошедших матчах не участвовал из-за микротравмы.
— Предположим, Россию уже завтра допустили бы к официальным международным соревнованиям. Вы пригласили бы ветеранов Никиту Курбанова, Андрея Воронцевича, Дмитрия Кулагина?
— Кулагина — да. И Ивана Ухова. Курбанову уже 38, и он ещё три года назад объявил о завершении выступлений за сборную. Насчёт Воронцевича не знаю. Ему 37. Вопрос в том, когда у нас наступит завтра.
— Вы собирались съездить в октябре в США, проведать россиян, выступающих в студенческой лиге NCAA. Удалось?
— Да. Причём поездка получилась очень продуктивной. Даже посмотрел, как организован тренировочный процесс в университетских командах, за которые играют россияне. Ребята были приятно удивлены, что к ним приехал главный тренер сборной, выразили готовность выступать за свою страну. Основная проблема — визы. Ребята учатся. Если они покинут США, то назад могут и не пустить. Так или иначе, мы за ними следим.
— Что планируется на следующем сборе национальной команды в феврале?
— Пока предполагаем собрать только молодёжь. Может быть, позовем ещё тех, кто в клубах получают мало игрового времени. Будут ли матчи, неизвестно. Не исключено, что с кем-то договорятся. Сейчас трудно что-либо предсказывать.