• Поиск
  • Листай влево

    — 20 мая исполнится ровно год, как вы работаете президентом Олимпийского комитета России. За этот период хоть раз на эмоциях говорили сами себе: мол, зачем я согласился?

    — Нет, ни разу. Во-первых, я люблю спорт, как говорят, «по жизни» , я болельщик во многих видах спорта, мне это действительно интересно. Во-вторых, я хорошо знаком с проблематикой спорта по роду своей служебной деятельности. Как вице-премьер, я отвечаю за эту сферу в числе других социальных вопросов. Надеюсь, всё это поможет мне добиться результата, решить важную государственную задачу по развитию спорта высших достижений и оздоровлению нации.

    — Вокруг ОКР сейчас ходит много слухов. Например, что «Газпром» выделил совершенно сумасшедшие деньги, которые непонятно на что будут потрачены.

    — Про «Газпром» – это уже не слухи. Между ОКР и ОАО «Газпром» заключен договор на сумму 130 млн. долларов. Деньги выделены на программу подготовки российских спортсменов к Олимпийским играм 2014 года в Сочи. Это – целевые средства, которые пойдут на специальные программы, дополнительно к тем, которые государство уже реализует через Министерство спорта РФ и Центр спортивной подготовки сборных России. Примерно такой же объем средств, в дополнение к государственным, затратили канадцы на реализацию программы «Завладей пьедесталом» – и выиграли домашние Олимпийские игры в Ванкувере. Еще раз повторю: между Министерством спорта и ОКР нет и быть не может никакой конкуренции, у нас единая программа подготовки к Сочи. Большую часть финансирует государство, какую-то часть – федерации за счет собственных или спонсорских средств, а теперь свою лепту внесёт и ОКР.

    — На последнем заседании коллегии Министерства спорта, уже после вашего отъезда, Виталий Мутко достаточно жестко выговорил исполнительному директору ОКР Марату Бариеву: «Марат, последний раз предупреждаю, хватит дублировать Министерство спорта!»

    — Я здесь особого дублирования не вижу. Каждый занимается своим делом. Денег на спорт государство выделяет много, но на всех и на всё не хватает. А мы, благодаря договору с «Газпромом», усилим научную деятельность – выделим гранты на разработки в области спортивной медицины и спортивной науки. Вообще, весь функционал ОКР прописан в Олимпийской хартии. ОКР формирует олимпийскую команду, представляет страну на всех мероприятиях под эгидой МОК, оказывает помощь ветеранам спорта и действующим спортсменам, занимается олимпийским образованием, реализует культурные и маркетинговые программы… Сейчас особое внимание уделим именно маркетингу. Хотим сделать единую маркетинговую программу для всех федераций, общий привлекательный для спонсоров продукт. Каждой федерации в отдельности трудно привлечь крупных спонсоров, им просто нечего продавать. А вот Олимпийская команда России как совокупность выдающихся спортсменов – очень привлекательный бренд. По такому принципу живут все ведущие Олимпийские комитеты. Мы были в Америке, там US Team – главный бренд, инструмент для зарабатывания многих миллионов. Думаю, российская команда в целом не менее привлекательная, чем американская – особенно для наших, национальных спонсоров. Это доказал Оргкомитет «Сочи-2014», уже сумевший собрать более миллиарда спонсорских долларов – больше, чем кто-либо раньше. Думаю, крупнейшие компании нисколько не прогадали, купив права на олимпийские кольца – не только вернут вложенное, но ещё и заработают.

    — Недавно Россия значительно расширила свое участие в комиссиях МОК. А есть планы по продвижение соотечественников в члены МОК?

    — Мы заинтересованы, чтобы у нас во всех международных спортивных организациях было максимальное представительство – в МОК, в комиссиях МОК, в федерациях. Да, у нас уже есть члены МОК Виталий Смирнов, Александр Попов, Шамиль Тарпищев. Они пользуются большим авторитетом. Мы будем дополнительно продвигать своих людей. Но сначала надо зарекомендовать себя активной работой. Нужно увеличивать влияние в спортивном мире, которое мы в 90-е годы, чего уж там скрывать, несколько утратили. Как это сделать? В том числе, проведением важных соревнований и мероприятий. Скажем, осенью этого года в Сочи пройдет Ассамблея Европейского олимпийского комитета, в следующем году в Москве состоится Генеральная ассамблея Ассоциации национальных олимпийских комитетов. Уверен, мы ещё застанем время, когда россияне будут возглавлять различные международные федерации, работать там вице-президентами и генеральными секретарями.

    — Юношеские Олимпийские игры в Дагестане – это реальный проект или пиар-акция. Как ваше предложение восприняли в штаб-квартире МОК в тихой, спокойной Швейцарии?

    — После того, как мы выиграли право на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи, чемпионата мира по легкой атлетике 2013 года в Москве, Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани, чемпионата мира по футболу 2018 года – ко всем нашим предложениям относятся серьезно (смеется). Вот, к кандидатуре Сочи поначалу, может быть, отнеслись несерьёзно. Сейчас всё изменилось. И представляя Жаку Рогге кандидатуру Дагестана на юношескую Олимпиаду, я не почувствовал ни скепсиса, ни сомнения, ни недоверия.

    — А проведение летних Олимпийских игр в Сочи не кажется вам красивой, увлекательной идеей?

    — Честно говоря, мы об этом пока не думали. Летняя Олимпиада – очень масштабный проект. Нам бы сначала зимние Игры провести (смеется)! На летние Олимпиады претендовали Москва, Санкт-Петербург… Это привлекательные заявки. Но и о кандидатуре Сочи, согласен, можно будет подумать.

    — Первый зимний сезон домашнего олимпийского цикла завершился. Однако сборная России в командном зачете находится еще ниже, чем на Олимпийских играх 2010 года – на 12-м месте. Вы как оцениваете этот результат?

    — Ну, чудеса в спорте, конечно, случаются, но довольно редко. И ожидать, что через год после провального выступления в Ванкувере, мы сразу сделаем огромный рывок вперед, было бы несколько наивно. Тем более, что в большинстве видов спорта у нас сейчас идет смена поколений. Результаты нынешнего сезона во многом можно было спрогнозировать, лично для меня они не стали неприятной неожиданностью. Хотя надо заметить, что зимний сезон еще не закончился (улыбается).

    — В 14 из 15 зимних видах спорта чемпионаты мира уже прошли. Кто вас особенно порадовал, кто расстроил?

    — Пожалуй, есть два вида спорта, в которых мы рассчитывали на более значительные результаты. Это лыжные гонки и биатлон. Конечно, от биатлонистов все ожидали лучшего выступления, особенно на домашнем чемпионате мира в Ханты-Мансийске. Однако тренеры допустили явные методические и педагогические ошибки. Наверное, это и привело к таким эмоциональным решениям, как увольнение старшего тренера женской команды по ходу гонки. Хотя, по сути, конечно, трудно не согласится, что тренерский штаб не оправдал доверия, которое оказывалось на протяжении всего сезона. Проблемы в Союзе биатлонистов России, в сборной России по биатлону, конечно, есть. Как и везде. Надеюсь, что у Михаила Прохорова и Сергея Кущенко есть понимание, как эти проблемы решать. Потенциально и женщины, и мужчины у нас очень сильные, чего там говорить. И в новом сезоне с ними будут работать уже другие тренеры. А вот ситуация в лыжных гонках меня, признаюсь, беспокоит. Елена Вяльбе пытается совместить несовместимое – должность президента федерации и роль главного тренера сборной. Но качественно это сделать невозможно. Нужно, чтобы административными вопросами занимался один человек, а спортивной подготовкой – другой.

    В каких-то видах спорта реальный, очевидный прогресс отдельных спортсменов и целых команд не подтвержден по разным причинам медальным эквивалентом именно в олимпийских дисциплинах. Например, в конькобежном спорте. Иван Скобрев стал чемпионом Европы и мира в классическом многоборье – впервые соответственно за восемь лет и 24 года. Однако «единичек» в олимпийский зачет это нам не принесло. Есть определенные несовпадения (улыбается). Но в целом, во многих зимних видах у нас, мне кажется, наметилась позитивная динамика. Я имею в виду, что не только наши опытные спортсмены – как Скобрев, саночник Альберт Демченко, бобслеист Александр Зубков – продолжают выигрывать, но и появились молодые ребята и девушки, которые сверкнули на этапах Кубка мира, неплохо показали себя на чемпионатах мира. Да, пока они еще не могут стабильно показывать высокие результаты, но свой потенциал, свои перспективы, перспективы именно на домашнюю Олимпиаду 2014 года в Сочи, продемонстрировали явно. Так что, я не могу сказать, что этот зимний сезон был однозначно неудачным. И у нас однозначно есть шансы, чтобы в будущем значительно улучшить результаты.

    — После Игр в Ванкувере состоялась масштабная чистка всей системы российского спорта. В частности, кадровые изменения произошли в большинстве федераций. Насколько они оказались оправданными, принесли пользу?

    — Я считаю, что позитивные сдвиги определенно есть. Достаточно проанализировать весь спектр деятельности по видам спорта. Возможно, самый яркий пример произошедших изменений – Федерации бобслея и санного спорта России. Летом прошлого года пришли новые президенты – Георгий Беджамов и Леонид Гарт. Оба сразу начали заниматься проблемами бобслея и санного спорта на порядок больше и активней, чем предыдущее руководство. Причем, по всем направлениям – и по финансовой поддержке, и по техническому обеспечению, и по привлечению лучших иностранных специалистов. И это сразу принесло сдвиги. Продолжают успешно выступать ветераны – Зубков, Демченко и Кнейб. Проявились молодые талантливые спортсмены, на этапах юниорского Кубка мира в прошлом сезоне они заняли десятки призовых мест! Зубков, который хотел уйти и даже стал министром спорта в Иркутске, впервые выиграл Кубок мира в двойках. Руководители Союза конькобежцев России сформировали мощный тренерский штаб в сборной по конькобежному спорту, там у нас вполне боеспособная команда. Сейчас произошла смена главного тренера в команде по шорт-треку, ставка делается на тренеров и спарринг-партнеров из Кореи. Я считаю, это правильно – приглашать иностранных специалистов и спортсменов, чтобы они помогали нашим молодым спортсменам выйти на новый уровень, делились профессиональными секретами. Этот подход должен дать толчок для развития видов спорта, которые были упущены в предыдущие годы – я имею в виду сноуборд (за исключением, конечно, поворотных дисциплин), горнолыжный спорт, фристайл, прыжки на лыжах, двоеборье, кёрлинг. Хотя мне кажется, что во фристайле и сноуборде есть хорошие предпосылки для серьёзных позитивных сдвигов, в этих видах спорта у нас много молодых, хороших спортсменов.

    — Вы ничего не сказали о фигурном катании. Насколько оправданными оказались затраты на оперативную организацию чемпионата мира в Москве?

    — У нас, надо признаться, не было предпосылок для большого успеха на домашнем чемпионате мира. В сборной России по фигурному катанию даже по сравнению с предыдущим зимним сезоном произошло почти полное обновление. Но наши молодые спортсмены заявили о себе в полный голос. Да, они не выиграли золотые медали, но убедили всех в своих блестящих перспективах. А в показательных выступлениях мы сумели даже представить широкой публике и судьям 15-летних Аделину Сотникову и Елизавету Туктамышеву, которые из-за возрастных ограничений пока не могут выступать во взрослых турнирах, но, надеюсь, будут претендовать на победу в Сочи-2014. Мне кажется, в фигурном катании у нас хорошие перспективы. Возвращаются из-за границу наши успешные тренеры, появляются молодые талантливые спортсмены.

    — Вам, как человеку, отвечающему в нашей стране за спорт и по государственной линии (как вице-премьер, курирующий социальный блок), и по общественной (как президент ОКР), часто задают вопрос: а не забыли ли мы за подготовкой к домашней зимней Олимпиаде-2014 о летней Олимпиаде-2012? С какими чувствами вы ждёте результатов наступающего летнего сезона?

    — Каждую Олимпиаду я всегда ожидаю с большим нетерпением, как выдающееся спортивное событие (улыбается). Задача сборной России в Лондоне-2012 ясная – попасть в командном зачете в первую тройку. Нашими главными конкурентами будут китайцы, американцы и хозяева, англичане. Борьба ожидается очень напряженная, непростая. Но, думаю, у нашей команды неплохие шансы выполнить поставленную задачу.

    — Сколько для этого потребуется завоевать золотых медалей – 28, 32?

    — Думаю, побольше, чем на Олимпийских играх-2008 года, где мы заняли третье место, выиграв 23 золотые медали. Наверное, 25 для третьего места будет достаточно. Ну, а в сумме золотых, серебряных и бронзовых медалей мы должны выиграть примерно 75. Это будет определенный прогресс по сравнению с Пекином, и мы должны добиться его за счёт традиционно наших видов спорта, в которых мы утратили передовые позиции, а в последние годы восстанавливаем. Имею в виду спортивную гимнастику – там у нас очень хорошие девочки, и тяжелую атлетику. Очень неплохие команды подбираются в таких медальных видах, как легкая атлетика, фехтование, стрельба… Ну и, конечно, наши традиционные столпы – борьба и бокс, не такие медальные, но очень надёжные художественная гимнастика и синхронное плавание.

    — Вас не смущает, что мы уже давно не лидеры в двух самых объемных видах спорта – легкой атлетике и плавании? Легкоатлеты с каждым годом выступают всё хуже и хуже. Пловцы последние золотые медали в олимпийских дисциплинах на мировом уровне завоевали в 2003 году, усилиями великого Александра Попова.

    — Ну, мы же сравниваем с Пекином. В этом году пройдёт чемпионат мира – посмотрим на результаты, поймём, на что ориентироваться. По последним соревнованиям видно, что наши молодые спортсмены выступают очень неплохо – и ребята вольники, и девочки, среди которых выделяются Юлия Ефимова и Анастасия Зуева. В лёгкой атлетике – тоже не думаю, что в Лондоне-2012 покажем результаты хуже, чем в Пекине-2008. Всё наши звёзды в строю, сохраняют шансы на победу, подтянулась молодёжь. Ходьба и все виды прыжков у мужчин и женщин, бег на средние и дистанции у женщин остаются нашими. Недавно Лилия Шобухова второй год подряд прекрасно выступила на Лондонском марафоне. Была возможность – с большим удовольствием посмотрел трансляцию.

    — Но ведь это коммерческий марафон!

    — Но ведь легендарный Лондонский! В целом, летним видам спорта мы уделяем не меньше внимания, чем зимним. Скорее даже, наоборот. Наши основные базы «Озеро Круглое» и «Новогорск» в Московской области, «Юг-спорт» в Сочи во многом ориентированы именно на летние виды спорта. Сейчас активно занимаемся базами в Кисловодске на среднегорье и в Цахкадзоре на высокогорье.

    — Армения разве отдала нам базу в Цахкадзоре? В аренду или навсегда?

    — Мы договорились, и уже сейчас активно её используем (улыбается). Юридическая форма взаимодействия не так уж важна. Главное – что никакого отказа в доступе российским спортсменам, которые захотят готовиться в Цахкадзоре к Олимпийским играм или любым другим соревнованиям, не будет.

    Лента новостей

    В РАЗДЕЛ
    Лента новостей 29 марта 2024
    Филипп Егоров: «На этапах Кубка мира по бобслею наши мужские экипажи претендовали бы на места в первой тройке»

    На чемпионате России по бобслею Ростислав Гайтюкевич третий год подряд сделал дубль, выиграв золото и в двойке, и в четверке. У женщин на соревнованиях, прошедших на Олимпийской трассе в Красной Поляне, главным героем стала Анастасия Макарова, победившая в двойке и монобобе.

    Анонсы 28 марта 2024
    Заканчивается прием заявок на Премию СБК

    Чемпионы спортивного бизнеса будут определены в 31-й категории.

    Лента новостей 28 марта 2024
    Елена Вяльбе: «Вероника Степанова при должном настрое должна обыгрывать в России всех»

    В ходе чемпионата России по лыжным гонкам всеобщее внимание привлекло в первую очередь завершение победной серии Александра Большунова, который выиграл 23 личные гонки подряд! Между тем трёхкратный Олимпийский чемпион завоевал на соревнованиях в Малиновке (Архангельская область) четыре золотые медали в спринте, скиатлоне, командном спринте (в паре с Савелием Коростелёвым) и эстафете (в составе команды Архангельской области).