Президент Федерации лыжных гонок России и по совместительству главный тренер национальной сборной — человек публичный. Даже когда телефон Елены Вяльбе находится вне зоны доступа, она все равно в центре медийного пространства. От желающих поговорить с трехкратной олимпийской чемпионкой нет отбоя.
Для Службы информации ОКР Елена Валерьевна выделила в своем плотном рабочем графике почти целый час. Царский подарок, учитывая, что во время беседы гаджет в руках знаменитой лыжницы постоянно подавал признаки жизни.
В интервью для нашей новой рубрики «Ни слова о спорте» Елена Вяльбе рассказала о жизни вне большого города, выращивании роз, рецепте фирменной ухи, шансоне и многом другом, что не касается ее профессиональной деятельности, но зато раскрывает как личность.
ДОМ ПО АВСТРИЙСКОМУ ПРОЕКТУ
— Как вы пришли к тому, чтобы уехать из мегаполиса и поселиться на природе?
— Начнем с того, что я никогда не хотела жить в городе. Когда переехала из Магадана в Подмосковье, сначала жила в поселке Ватутинки. Покупая землю в Истринском районе, уже исходила из того, где смогу тренироваться. Недалеко была хорошая лыжная база — Головино, она и сейчас работает. Это был один из факторов, повлиявший на решение обосноваться именно здесь.
— Ваш дом по стилю напоминает альпийское шале.
— Проект покупала в Австрии. Первый этаж каменный, второй и третий — деревянные. Мне очень нравится такая архитектура.
— В нашей стране сложно построить хороший дом?
— Ну, с крышей мы крупно попали. Потом ее пришлось переделывать. Новоселье отпраздновала в 1997-м. Это сейчас у людей, занимающихся строительством, есть какой-то опыт. А тогда только и слышала: у нас, мол, так не делают, так не принято и т.д. Это очень раздражало и удивляло.
— За ходом строительства сами следили?
— Каждый месяц у меня было три-четыре дня, свободных от тренировок и сборов. Приходилось мотаться на стройку. Сильно помогал племянник Николая Зимятова Андрюха. Но он больше следил за тем, чтобы рабочие не воровали. А я исполняла роль «главного тренера» – наорала, деньги заплатила и уехала. А ведь мне тогда еще и тридцати не было. Ни дать, ни взять – пигалица…
— Много денег потратили впустую?
— Думаю, да. Но я их тогда особо не считала. Если учесть, что никаких серьезных ремонтов, за исключением крыши, с тех пор мы не делали, значит можно считать, что дом построили добротно. Воды в подвале нет, трещин в фундаменте тоже.
— Соседи хорошие достались?
— Нормальные. Со всеми общаюсь. У нас по соседству даже шансонье жил — Иван Кучин, у него своя студия была. Я шансон очень люблю.
— Теперь понятно, почему у вас в качестве гудка на телефоне выбраны слова «братва, не стреляйте друг в друга!».
— Хорошая песня. Она про дружбу. А я с людьми предпочитаю дружить.
— Без кого вы не можете представить свой дом?
— Без детей и внуков. Большой дом нужен только для семьи. Чтобы в выходные встретиться, посидеть за столом, пообщаться.
— Как часто это удается, учитывая вашу загруженность?
— На дни рождения обязательно собираемся. Новый год встречаем все вместе.
— Кто в таких случаях составляет меню?
— Да какое меню! Что приготовлю, то и будут есть! Не могу сказать, что у меня есть какие-то фирменные блюда. Всю жизнь варила борщ, уху.
ШАШЛЫК ОТ ФРАНЦА ВЯЛЬБЕ
— Где берете рыбу?

— Места надо знать. Что-то привожу из командировок на Дальний Восток. А в принципе, в наши дни хорошую рыбку можно и в Москве купить. Причем не дороже, чем в Магадане или Южно-Сахалинске. Уху варю сразу из нескольких сортов. Основной ингредиент – красная рыба. Головы потом выбрасываются. При этом добавляю еще немного осетрины и палтуса. Получается вкусно.
— Готовить мама научила?
— Она работала круглыми сутками. Поэтому мне приходилось самой готовить и возить ей еду на несколько дней. «Первое» в термосе, котлеты. Тогда и научилась.
А так, мама у меня прекрасно готовила. Вроде бы в доме нет ничего, а через полчаса, если нужно, стол уже ломится! В нашей семье все могли постоять у плиты. Дедушка знатно кашеварил. А как он жарил корюшку! Мне кажется, ничего вкуснее в своей жизни я не ела.
— Сын Франц и дочь Полина по части кулинарных талантов что-нибудь переняли по наследству?
— Франц периодически что-то готовит, но это происходит в мое отсутствие. Полинка делает то, чего не умею я. Но если мама дома, все остальные отдыхают.
— Стало быть, яичницу без мамы дети сварганить смогут?
— Не только яичницу. И суп сварят, и спагетти. Куриные грудки в панировке – тоже без проблем. У Франца получаются вкусные шашлыки, блюда в тандыре. Однажды дети попросили купить 45 разных ингредиентов для супа. Я потом долго думала, что же это будет за блюдо.
— Тандыр — это среднеазиатская печь-жаровня. В ней лепешки пекут.
— А мы делаем мясо, курицу, утку. Печка на улице стоит, под навесом. Удобно.
— Доводилось читать, что на Олимпийских играх в Пхенчхане вы прославились своими борщами, которыми кормили российских чудо-лыжников.
— Я? Это фантазии журналистов, в Корее негде было готовить. Последний раз я варила борщ для всей команды на чемпионате мира-2015 в шведском Фалуне.
— Огромную кастрюлю?
— На двадцать с лишним человек. Хватило и на обед, и на ужин перед гонками.
— Сколько ушло времени, чтобы накормить такую ораву?
— А какая разница — готовить на сорок человек или на пять? Объем кастрюли только больше.
БОРЩ ИЗ ОЛЕНИНЫ
— В чем «изюминка» борща от Елены Вяльбе?
— Я не добавляю туда сало и не делаю пампушек. Дома последние три года супы варю исключительно из оленины, которую мне поставляют друзья из Республики Коми. Другого мяса в нашем холодильнике нет.
— Овощи для домашнего борща созревают на участке?
— С выращиванием картошки мы покончили, когда еще была жива мама. Она сажала чеснок, а сейчас есть теплица для огурцов, помидоров и перцев. Главное, съесть всё, что выросло! Излишки потом приходится возить на работу.
— Заготовки на зиму делаете?
— Скажу честно, мне этого таланта Бог не дал. В позапрошлом году попробовала «закрутить» опята. В федерации всем понравилось. А вот консервированные огурцы у меня не получились. В общем, не моя история.
— А цветы любите?
— Да. Цветов на участке много. Особенно роз. Капризное растение. Мы за ними ухаживаем всей семьей: кормим, обрезаем, укрываем на зиму лапником.
— Некоторые женщины не любят, когда им дарят срезанные цветы.
— Я не из их числа.
— Кто охраняет ваш дом?
— У меня есть маленькая собачка. Алабай по кличке Рашид. Ему сейчас 12 лет.
— Как он относится к вашим гостям?
— Рашид добрый. Еще никого не съел.
ДОРОЖНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ «КОРОЛЬ ЛЫЖ»
— Если ехать к вам домой на машине, можно увидеть указатель, где белым по синему на двух языках напечатана ваша фамилия. Как он появился?
— У нас тут был дорожный рабочий, бывший лыжник Василий Михайлович Ананьев. Он такие указатели по собственной инициативе делал всем спортсменам. Причем официально. У Николая Зимятова, четырехкратного олимпийского чемпиона, на табличке вообще написано «Король лыж». Справедливо!
— Сколько времени тратите на дорогу из Истры до работы?
— Минимально — 1 час 15 минут. Но такое бывает крайне редко, обычно добираюсь до Лужнецкой набережной около трех часов. В Москве «пробки» выбивают из колеи.
— Свою первую машину помните?
— Конечно. «Волга» ГАЗ-24! Потом еще был «Мерседес», даже на «Жигулях» один день ездила. Сейчас выбором и покупкой машин занимается мой супруг. Я только должна приехать в салон, чтобы её забрать.
Владимир Топильский, Служба информации ОКР
Фото из личного архива Елены Вяльбе