— До открытия Олимпийских игр остается менее 10 дней, мы находимся на финишной прямой. Передовая группа специалистов нашей делегации, штаба Команды уже прибыла в Пекин и начала работу на месте событий. С нетерпением ждем заезда в Олимпийские деревни и первой группы наших олимпийцев. Они вылетают сегодня, — отметил Станислав Поздняков. — Что касается фристайла, то это – один из самых медалеемких видов спорта в программе Олимпийских зимних игр. Результаты, показываемые нашими спортсменами в этом виде в последнее время, заставили всех болельщиков обратить на него внимание. Вид спорта интересный, по-своему опасный и азартный. И крайне разнообразный с точки зрения дисциплин внутри спортивной программы. Думаю, что у фристайла большое будущее, в том числе потому, что он воспринимается как часть молодежной субкультуры и очень популярен среди подрастающего поколения.
Мы с Федерацией фристайла России являемся давними партнерами, прошли вместе непростые Игры в Пхенчхане. И, конечно, сегодня можем говорить о том, что условия, в которых будем выступать в Пекине, гораздо более комфортные для наших спортсменов. А именно спортсмены, напомню, являются приоритетом для любой спортивной федерации и Олимпийского комитета России. Уверен, что те условия, которые мы им создадим, будут способствовать высоким спортивным результатам.
— Вопрос по распределению олимпийских квот во фристайле окончательно не решен до сих пор, поскольку наши спортсмены не выступали на квалификационных соревнованиях в Северной Америке. На какой стадии он находится сейчас и какие действия предпринимаются?
— Речь идет о том, что в связи с тем, что на территории США и Канады не признается вакцина «Спутник», российские спортсмены не смогли принять участие в квалификационных соревнованиях к Олимпийским играм. Между тем мы видим, что Организационный комитет «Пекин-2022» занимает другую позицию. Он признает все вакцины, зарегистрированные в странах, из которых приехали спортсмены. Такого же подхода придерживается большинство государств, проводящих соревнования, включая Российскую Федерацию.
Поэтому, безусловно, мы считаем, что права наших спортсменов были нарушены по независящим от них причинам. В связи с этих возникла необходимость диалога с международной федерацией, к которому мы сразу пригласили коллег из спортивного департамента МОК.
Мы акцентировали внимание на том, что еще в 2020 году, после переноса Игр в Токио, Международный олимпийский комитет вместе с национальными олимпийскими комитетами и международными федерациями пришел к консенсусу. Согласно нему, есть План А, когда все квалификационные соревнования проводятся и все спортсмены могут принимать в них участие. Если по каким-либо причинам не получается провести квалификационные старты, то применяется иной подход – фиксируется, в том числе, положение спортсменов в рейтинге на момент отмены соревнований.
В духе этого решения логично, что если спортсмены из Российской Федерации не смогли по независящим от них причинам выступить на соревнованиях, в то время как организаторы обязаны обеспечить равный доступ всех участников, то их права были нарушены. Мы неоднократно просили наших коллег предложить варианты, при которых наши спортсмены не подверглись бы такой дискриминации. Я поднимал эту тему, в том числе на Олимпийском саммите, проходившем 12 декабря. Мы общались на самом высоком уровне. Недавно я написал письмо главе МОК Томасу Баху, в котором еще раз обратил внимание на приверженность нашей страны к одинаковому подходу для всех спортсменов вне зависимости от их гражданства, и тем более признания или непризнания вакцин.
В этой ситуации мы с самого начала оказывали консультативную помощь Федерации фристайла России. Юристы проводят консультации, мы не собираемся эту ситуацию отпускать, поскольку видим, что абсолютно правы и можем биться за наших спортсменов. Сейчас счет идет буквально на часы. И если не получим устраивающий нас ответ от Международной федерации лыжного спорта, то будут задействованы механизмы Международного спортивного арбитража.
— А хватит ли времени, если дело будет рассматривать CAS?
— Есть специальная процедура. Подразделение CAS уже находится в Пекине – это обычная практика. Данная группа должна в очень короткий срок провести все слушания и принять решение. Именно туда мы намерены обратиться.
— Последние новости о положительных ПЦР-тестах у спортсменов, в том числе российских, заставляют говорить о том, что Игры в Пекине могут превратиться в омикрон-лотерею. Не опасаетесь, что распределение мест будет зависеть от результатов тестов на коронавирус?
— Олимпийские игры в любом случае будут большим спортивным праздником. Другое дело, что, к сожалению, не все на нем окажутся. Безусловно, на сегодняшний день это – самый большой вызов. Преодолеть барьеры заключительного этапа, уберечься от заражения и принять участие в Олимпийских играх.
Мы ежедневно получаем информацию по данному поводу. Штамм омикрон в целом ведет себя менее агрессивно, при этом все наши спортсмены вакцинированы. Это должно дать некоторые преимущества, по сравнению с предыдущими штаммами с точки зрения более коротких сроков выздоровления и восстановления. Соответственно больше возможностей все-таки принять участие в Играх.
Самое главное, из того, что зависит от нас – чтобы такие случаи остались единичными, а все спортсмены, руководители, тренеры, и персонал предприняли все возможные меры для их локализации. В этом наша главная задача.
Илья Зубко, Служба информации ОКР