К моменту приостановки олимпийского отборочного цикла в парусном спорте российские спортсмены завоевали лицензии в четырех из десяти олимпийских классов яхт – мужском экипаже «470», женском и мужском «Лазере», женском «RS:Х».
– В начале апреле должен был пройти Кубок мира в Генуе, где разыгрывались оставшиеся путевки на Олимпийские игры в Токио. Но из-за пандемии коронавируса он не состоялся, – рассказала Службе информации ОКР главный тренер сборной России по парусному спорту Наталья Иванова.
– Где застала вас новость об отмене регаты?
– Перед этим стартом команда готовилась принять участие в международных соревнованиях в Пальме-де-Майорке. На них мы должны были определить окончательный состав олимпийской команды в тех классах, где у нас уже были завоеваны лицензии. В это время и узнали об отмене всех соревнований. При этом половина сборной уже находилась в Испании. Поэтому нам в срочном порядке пришлось вывозить оттуда людей, но яхты и парусное снаряжение остаются там до сих пор. И пока забрать их не представляется возможным.
– Они находятся там под чьим-то присмотром?
– Нам сказали, что все лодки перекатили сначала в один ангар, потом в другой. Прислали фото, но там видно, что все они в песке.

– Сколько времени спортсменам пришлось провести в вынужденном отпуске?
– Два с половиной месяца. Отмечу, что наша федерация была в числе первых, которая возобновила проведение централизованных сборов. И со 2 июня в течение месяца мы смогли провести тренировочное мероприятие на базе «Юг-спорт» в Сочи.
Потом, когда в стране стали открываться акватории, было принято решение отправить спортсменов в свои регионы на домашнюю подготовку. В настоящий момент основной и молодёжный составы находятся на сборе в Севастополе.
– С какими проблемами сталкивались при возобновлении тренировок?
– У нас индивидуальный вид спорта. И пока была закрыта база «Юг-спорт» каждый гонщик мог бы приехать на своей машине с лодкой и выйти на ней в море с пляжа. При этом исключались бы какие-либо контакты с другими людьми. Но нам на это никто разрешения не давал.
– В других странах похожая ситуация?
– У всех она складывается по-разному. Например, итальянцы все это пережили раньше, но они и раньше начали всё открывать. В других странах и вовсе не останавливали тренировочный процесс.
Все европейцы уже возобновили полноценную подготовку к Олимпийским играм и начали соревноваться друг с другом. Ведь в нашем виде спорта очень важен спарринг. Поэтому мы всегда стараемся проводить тренировки и гонки с сильнейшими.
Сейчас спортсменам наших топовых экипажей, таким как Павел Созыкин и Денис Грибанов, выступающим в классе «470», не хватает острой конкуренции. Они намного превосходят других российских соперников и на тренировках практически сразу уходят на километр вперед. В их планах было участие в чемпионате Европы на Майорке, который перенесли на осень. Но буквально на днях стало известно, что его отменили.
Теперь мы надеемся в октябре принять участие в соревнованиях в Польше, потому что пока только они готовы принимать спортивные делегации из других стран.

– К каким ближайшим стартам готовятся спортсмены?
– В середине сентября в Самарской области пройдет чемпионат России. Он был перенесён из Сочи, так как в Краснодарском крае из-за эпидемиологической обстановки возникли сложности с организацией соревнований. Кроме того, мы решили провести его на две недели раньше, поскольку опасность начала второй волны распространения коронавируса еще сохраняется.
– Чемпионат России пройдет во всех олимпийских классах?
– Да, за исключением «Накра 17». Практически все наши лодки этого класса находятся сейчас в Испании. Хотя у некоторых спортсменов там тоже остались яхты и снаряжение, он у них есть вторые, «небоевые» комплекты, и они не такие дорогие как эти катамараны.
– Международная федерация определила старты, на которых будет проходить дальнейший олимпийский отбор?
– На сегодняшний день никаких решений нет. Хотя в классе «RS:X» в ноябре запланирован чемпионат Европы, который заявлен квалификационным на Игры в Токио. Но для этого у всех стран должна быть возможность принять в нем участие.
– В каких классах у России есть возможность завоевать оставшиеся лицензии?
– Наибольшие шансы есть у мужчин в классах «RS:Х» и «Финн». Они остановились в шаге от завоевания олимпийских путевок. И мы можем их получить в двух случаях: если наши спортсмены успешно выступят на Кубке мира и наберут недостающее количество очков, либо одна из квалифицировавшихся стран откажется от участия в Играх.
Неделю назад на официальном сайте Международной федерации парусного спорта появилась информация, что бразильский гонщик, завоевавший лицензию в прошлом году в классе «Финн», дисквалифицирован за допинг. Его результат аннулируется, и право участия в олимпийской гонке передается России. Такое же уведомительное письмо получила и наша федерация. Но радовались мы недолго. Через несколько часов получили второе письмо, в котором нам принесли извинения за административную ошибку.

– Кто из российских спортсменов претендует на участие в Играх в Токио?
– В парусном спорте лицензии завоевываются на страну. А кто именно из гонщиков войдет в состав олимпийской сборной определяем на внутрироссийском отборе. До пандемии у нас предполагалась двухэтапная квалификация – на чемпионате мира, который прошел в феврале, и отмененном Кубке мира в Испании. Поскольку Игры в Токио были перенесены на год, мы решили аннулировать результаты первого этапа отбора.
Год – это очень большой срок, и расклад сил за это время может очень сильно измениться. Мы определим новые критерии, как только будет утвержден международный календарь.
Надеемся, что осенью появится какая-то ясность, так как без этого очень сложно планировать подготовку. Мы ориентируемся на то, что квалификация будет проходить аналогично предыдущему циклу.
Чемпионат России не входит в число квалификационных стартов. Слишком большая разница в уровне конкуренции в международном и российском флоте. И там идет совершенно другая борьба.
Маргарита Балакирева, Служба информации ОКР